ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ПРОБЛЕМАТИКЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ ЛИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ ЮНОСТИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-5-175-181
Рассматривается проблема функционирования личности в условиях современной неопределенности и изменчивости. В центре настоящего исследования – взаимосвязь толерантности к неопределенности и психологических границ личности в юности. Рассмотрены понятия «толерантность» и «интолерантность» к неопределенности, психологические границы, обоснована взаимосвязь между рассматриваемыми конструктами. Проведено эмпирическое исследование специфики взаимосвязи толерантности к неопределенности и функций психологических границ молодежи. В ходе эксперимента использовались методики: «Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности» (Т. В. Корниловой), «Методика диагностики психологических границ личности» (Т. С. Леви). Экспериментальное исследование позволило выявить преобладание интолерантности к неопределенности (в том числе межличностной интолерантности к неопределенности) и несформированность психологической границы в период юности. Установлена взаимосвязь между следующими показателями: невпускающей, сдерживающей функциями психологических границ и межличностной интолерантностью к неопределенности; интолерантностью к неопределенности и сочетанием высоких значений по невпускающей, сдерживающей и низких значений по проницаемой, нейтральной, вбирающей функциями психологических границ. Результаты исследования указывают на негибкость, неадаптивность, жесткость, непроницаемость и закрытость психологических границ молодежи, трудности обмена информацией и энергией между внешним и внутренним пространством, восприятие неопределенности как угрозы, избегание ситуаций противоречивости и изменчивости, уход от контактов. Выявленные особенности способствуют наращиванию стагнирующих тенденций, виктимизации, препятствуют личностному развитию и росту. Полученные результаты могут быть использованы для построения программ психолого-педагогического сопровождения молодежи в вопросах активизации их внутренних психологических ресурсов, необходимых для эффективного функционирования в условиях непрерывных вызовов повседневной реальности.
Ключевые слова: толерантность к неопределенности, интолерантность к неопределенности, межличностная интолерантность к неопределенности, психологические границы, юность
Библиография:
1. Frenkel-Brunswik E. Intolerance of Ambiguity as an Emotional and Perceptual Variable // Journal of Personality. 1949. Vol. 18. P. 108–143.
2. Budner S. Intolerance of ambiguity as a personality variable // Journal of Personality. 1962. Vol. 30. Р. 29–40.
3. Furnham A., Ribchester T. Tolerance of ambiguity: A review of the concept, its measurement and applications // Current Psychology. 1995. Vol. 14 (3). P. 179–199.
4. Лифинцев Д. В., Серых А. Б., Лифинцева А. А. Толерантность к неопределенности в контексте социальной поддержки: гендерная специфика юности // Национальный психол. журнал. 2017. № 2 (26). С. 98–105.
5. Бергис Т. А. Готовность личности к переменам и толерантность к неопределенности на этапе ранней взрослости // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 4 (23). С. 38–42.
6. Корнилова Т. В., Чумакова М. А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7, № 1. С. 92–110.
7. Пушкина А. В. Соотношение перфекционизма и толерантности к неопределенности // Психология обучения. 2016. № 1. С. 95–101.
8. Вотинцева Т. С., Петренко В. Р. Взаимосвязь уровня толерантности к неопределенности и психологического благополучия личности // Педагогика и психология образования. 2016. № 4. С. 145–149.
9. Леонов И. Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта // Вестник Удмуртского ун-та. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. № 4. С. 43–52.
10. Зотова Е. Ю. Толерантность к неопределенности в зарубежной психологии // Вестник Новосибирского гос. ун-та. Серия: Психология. 2009. Т. 3, № 1. С. 147–155.
11. Hartmann E. Boundaries in the Mind: A New Psychology of Personality. N.Y.: Basic Books, 1991. 288 p.
12. Вrown N. W. The Destructive narcissistic pattern. Westport, Connecticut, London, 1998. 200 p.
13. Нартова-Бочавер С. К. Психология суверенности: десять лет спустя. М.: Смысл, 2017. 200 с.
14. Силина О. В. Структура границ Я у детей 2–10 лет // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7, № 4. С. 83–98. DOI: 10.17759/sps.2016070406
15. Шаповал И. А., Фоминых Е. С. Самоотношение как феноменологическое поле диагностики психологических границ личности и ее здоровья // Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7, № 1. С. 13–27. DOI: 10.17759/cpse.2018070102
16. Рягузова Е. В. Социокультурные коды и психологические границы соседства // Известия Саратовского ун-та. Новая cерия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, № 1. С. 89–94.
17. Шамшикова Е. О., Архипова Т. С. Специфика временной перспективы личности с разными типами психологических границ // Журнал практического психолога. 2015. № 4. С. 57–70.
18. Леви Т. С. Методика диагностики психологической границы личности // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 131–146.
19. Леви Т. С. Структурно-функциональный подход к диагностике и коррекции психологической границы личности // Журнал практического психолога. 2015. № 4. С. 14–25.
Выпуск: 5, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 175 — 181
Скачиваний: 824