РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/2307–6127-2020-6-9-16
Рассмотрены и проанализированы содержательные линии предшкольного образования через призму задач дошкольного детства. Материалом исследования послужили многолетние наблюдения автора за деятельностью старших дошкольников и их родителями в учебно-методическом центре по предшкольному образованию детей на базе Института детства Томского государственного педагогического университета. Принципиальность содержательных линий предшколы заключается, прежде всего, не в том, что-бы подготовить ребенка именно к школе, а в том, чтобы сформировать у него важнейшие психические качества и способности – произвольность, воображение, память, творчество, толерантность, коммуникабельность, самостоятельность и т. д. Именно эти качества формируют функциональную грамотность детей, а значит, дают им возможность легче адаптироваться в будущей школьной жизни. Данное положение задает вектор деятельности педагогов предшколы, который должен быть ориентирован не на усвоение ребенком конкретной учебной информации, а на формирование полноценной гармоничной личности. В контексте рассматриваемой проблемы содержательная линия – это направления структурирования обучающего курса, в котором каждая содержательная линия понимается как устойчивая единица смысловой целостности педагогически целесообразных курса, предмета, технологии. Вместе с тем нельзя рассматривать данную устойчивую единицу автономно, она всегда взаимосвязана с другими составляющими данного курса или конкретного звена системы и может определять направление иного характера или уровня работы. Такое понимание содержательных линий предшкольного образования позволяет строить целостную работу не только с ребенком, но и с его родителями.
Ключевые слова: предшкольное образование, старший дошкольник, содержательные линии, целевые установки, ценностные ориентиры, основные компоненты подготовки к школе, диагностические методики, педагог предшколы
Библиография:
1. Шаехова Р. К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития // Начальная школа плюс До и После. 2006. № 7. С. 54–57.
2. Вахитова Г. Х. К вопросу о формировании ценностно-смыслового содержания понятия «предшкольного образования» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 1 (178). С. 47–50. URL: https://vestnik.tspu.edu.ru (дата обращения: 15.06.2020).
3. Тимофеева Л. Л. Дошкольное образование в предшкольный период. М.: Педагогическое общество России, 2013. 96 с.
4. Вахитова Г. Х. Полисубъектный подход к организации предшкольного образования // Открытое и дистанционное образование. 2014. № 2 (54). С. 29–34.
5. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р. и др. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: метод. рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. М.: Федеральный институт развития образования, 2014. 96 с.
6. Файзуллаева Е. Д. Образовательный потенциал среды детского сада: коммуникация взрослого и ребенка // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2016. № 3. С. 6.
7. Соколова А. В. Психолого-педагогическое сопровождение дидактической игры дошкольников // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 16–23. URL: https://npo.tspu.edu.ru/npo-for-authors.html (дата обращения: 30.05.2020).
8. Погодаева М. В. Развитие пространства безопасного детства // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 5 (182). С. 151–155. URL: https://vestnik.tspu.edu.ru (дата обращения: 15.06.2020).
9. Токарева Т. А. Современные требования к организации совместной образовательной деятельности в условиях дошкольного образования: необходимость и реальность // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 79–91. URL: https://npo.tspu.edu.ru/npo-for-authors.html (дата обращения: 05.06.2020).
10. Вахитова Г. Х. Формирование профессиональной компетентности педагога предшкольного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 1 (17). С. 57–64.
11. Рыбакова Н. А. Особенности индивидуального потенциала педагога как предмета самоактуализации // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 3 (25). С. 100–105. URL: https://npo.tspu.edu.ru/npo-for-authors.html (дата обращения: 15.06.2020).
12. Богуцкая Т. В., Сазонова Н. П. Управление развитием профессиональных компетенций будущих педагогов дошкольного и начального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2019. Вып. 8 (205). С. 98–104. URL: https://vestnik.tspu.edu.ru (дата обращения: 10.06.2020).
13. Гогоберидзе А. Г., Езопова С. А. Основы разработки системы мониторинга качества дошкольного образования // Человек и образование. 2012. № 4 (33). С. 81–85.
14. Вахитова Г. Х. Тестирование как один из методов педагогической диагностики детей в предшкольном образовании // Открытое и дистанционное образование. 2013. № 4 (52). С. 20–25.
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 9 — 16
Скачиваний: 714