Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 20.07.2025
Главная Выпуски журнала 2020 Год Выпуск №6 ОТ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ К ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ОТ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ К ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ

Вилкова Алевтина Владимировна, Фадеева Светлана Александровна, Алексеева Ольга Вячеславовна, Александрова Наталья Викторовна

DOI: 10.23951/2307–6127-2020-6-23-30

Информация об авторе:

Вилкова Алевтина Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, полковник внутренней службы, заместитель начальника, ФКУ ФСИН России (ул. Житная, 14, Москва, ГСП-1, 119991). Фадеева Светлана Александровна, доктор педагогичсеких наук, главный научный сотрудник, ФКУ ФСИН России (ул. Житная, 14, Москва, ГСП-1, 119991). Алексеева Ольга Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника управления аспирантуры и ординатуры, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого (ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, Великий Новгород, 173003). E-mail: Olga.Alexeeva@novsu. ru Александрова Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого (ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, Великий Новгород, 173003). E-mail: natalia_nov75@mail.ru

Рассмотрена проблема, связанная с выявлением особенностей персонифицированного подхода в педагогическом процессе детей и взрослых. На основе историко-педагогического анализа характеризуется феномен персонификации, выявляются его особенности. Доказывается, что персонификация в образовании как педагогический принцип обусловливает возможность самоорганизации личностного образовательного пространства, так как связана, прежде всего, с максимальной активностью обучающегося. Определены основные пути персонификации в дополнительном профессиональном образовании взрослых. Представлены ориентиры организации персонифицированного образовательного процесса: восприятие образовательной ситуации педагогом-слушателем курсовой подготовки как проективной ситуации; обеспечение возможности внесения педагогами корректив в программу повышения своей квалификации; фокус внимания – на персонификацию обучения, саморазвитие, самовоспитание педагогов; обеспечение возможности индивидуального консалтинга преподавателей, экспертов и кураторов курсов в любых форматах; доступность всех учебных онлайн- и офлайн-ресурсов; возможность прохождения учебных курсов и модулей в удобном для обучающегося темпе; организация неформальной образовательной среды и поддержки в информальном образовании; стимулирование мотивации к самообучению; актуализация перехода на проблемно и проектно-ориентированные модели формирования знаний, умений и компетенций; «опредмечивание» (и проявленность) личностных результатов обучения педагогов. Показана взаимообусловленность опыта педагогической персонификации и персонификации обучающегося. Персонифицированный подход в образовании, заложенный в трудах А. В. Петровского и А. Б. Орлова, в настоящее время предполагает смещение акцента на личность обучающегося, его интересы и потребности и построение на этой основе траекторий его развития с опорой на субъектный опыт самого ребенка.

Ключевые слова: персонификация, личность, индивидуальность, повышение квалификации педагогов, саморазвитие, персонализация, субъектность

Библиография:

1. Акмалов А. Ю. Закономерности и принципы воспитания: персонификация // Вестн. Академии российских энциклопедий. 2002. № 3 (5). С. 85–88.

2. Сероветникова С. А. Закономерности и принципы воспитания ценностных ориентаций школьников в учебной деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 8 (161). С. 30–35.

3. Филатова М. Н. Индивидуализация и персонификация – актуальные проблемы современного образования // Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей. 2016. № 1. С. 44–80.

4. Козыревская А. В., Усатая Е. Р. Образование в рамках индивидуализации, персонификации и персонализации // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 6 (22). С. 24–26.

5. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии: в 2 т. Ростов н/Д: Феникс, 1996. Т. 1. 415, [1] с.

6. Фадеева С. А. Персонификация образования: в контексте традиций и новаций // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 5. С. 81–83.

7. Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «я» человека // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 5–19.

8. Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях / под ред. Н. К. Зотовой. М.: Флинта: Наука, 2012. 342 с.

9. Блонский П. П. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. 695 с.

10. Кабуш В. Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика. Минск: Академия последипломного образования, 2001. 332 с.

11. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: метод. пособие. СПб.: СПб. гос. ун-т пед. мастерства, 2003. 55 с.

vilkova_a._v._23_30_6_34_2020.pdf ( 406.94 kB ) vilkova_a._v._23_30_6_34_2020.zip ( 400.23 kB )

Выпуск: 6, 2020

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 23 — 30

Скачиваний: 1459

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ