Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 20.07.2025
Главная Выпуски журнала 2020 Год Выпуск №6 ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Пивоварова Анна Викторовна

DOI: 10.23951/2307–6127-2020-6-31-40

Информация об авторе:

Пивоварова Анна Викторовна, старший научный сотрудник, Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ул. Пирогова, 10, Томск, Россия, 634034). E-mail: anya.karm@yandex.ru Сартакова Елена Евгеньевна, доктор педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: sartakova@tspu.edu.ru

Анализируются современные требования к сельской общеобразовательной организации, актуализирующие необходимость социокультурной модернизации, а также возможности сельских школ соответствовать этим требованиям. Обозначена потребность в новых способах повышения качества образования в сельских школах с учетом их особенностей. Выявлены и описаны содержание резильентности современных образовательных организаций, а также критерии резильентности (доступность, качество, эффективность). Обосновано понятие технологий формирования резильентности как совокупности механизмов организации образовательного процесса и его ресурсного обеспечения с учетом специфики конкретной школы в целях эффективной реализации качественных и доступных образовательных услуг. Доказана необходимость решения конкретных задач, связанных с модернизацией образовательного процесса в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; формированием необходимого ресурсного обеспечения образовательного процесса; созданием кадровых условий реализации образовательного процесса; организацией проектирования и реализации стратегии управления школой и ее взаимодействия с внешней средой. Представлены технологии развития резильентности сельских школ (проектирования и реализации управленческих стратегий и взаимодействия с внешней средой; организации образовательного процесса; формирования управленческо-педагогических команд по развитию кадрового ресурса сельской школы).

Ключевые слова: сельская школа, резильентная школа, технологии формирования резильентности, внешние и внутренние факторы влияния, образовательный процесс, управленческо-педагогические команды, вовлеченность участников образовательных отношений, эффективный режим развития школы

Библиография:

1. Гурьянова М. П. Теоретические основы модернизации сельской школы России: дис. … д-ра пед. наук. М., 2001. 412 с.

2. Леонтьев А. Н. Категория деятельности в современной психологии // Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 11–15.

3. Ваништендаль С. Резильентность на практике. Касита – простой инструмент работы для решения сложной задачи. URL: https://www.osoboedetstvo.ru/files/book/file/bice-cahier-casita_web_russe-2019-v3_3_derniere_version.pdf (дата обращения: 25.06.2020).

4. Ястребов Г. А., Пинская М. А., Косарецкий С. Г. Использование контекстных данных в системе оценки качества образования // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 58–95.

5. Пинская М. А., Косарецкий С. Г., Фрумин И. Д. Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 148–177.

6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Рос. энциклопедия, 2002. 527 с.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) // Российская газета. № 303. 31.12.2012.

8. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное Слово, 2005. 720 с.

9. Брунер Д. С. Психология познания: За пределами непосредственной информации / пер. с англ. К. И. Бабицкого; предисл. и общ. ред. А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977. 412 с.

10. Болотов В. А., Ефремова Н. Ф. Системы оценки качества образования: учеб. пособие. М.: Университетская книга; Логос, 2007. 192 с.

11. Авдашкин А. А., Пасс А. А. Подходы к определению понятия «качество образования» // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. № 2 (5). С. 21–26.

12. Бахмутский А. Е. Оценка качества школьного образования / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во БАН, 2003. 132 с.

13. Проектное управление как механизм перевода школ в эффективный режим функционирования: метод. рекомендации / И. В. Зимина; Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Коми республиканский институт развития образования. Электрон. текстовые дан. (2,7 МБ). Сыктывкар: КРИРО, 2018.

14. Курикова Н. В., Сартакова Е. Е. К вопросу о формировании управленческо-педагогических команд как механизма развития современной сельской школы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 378.

15. Чернилевский Д. Б. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям, магистрантов, аспирантов и слушателей системы дополнительного профессионального образования. М.: Юнити, 2002. 436 с.

16. Викторова З. С. Сетевой подход как методология исследования процесса принятия государственных решений: дис. ... канд. полит. наук. М., 2009. 136 с.

pivovarova_a._v._31_40_6_34_2020.pdf ( 413.59 kB ) pivovarova_a._v._31_40_6_34_2020.zip ( 406.4 kB )

Выпуск: 6, 2020

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 31 — 40

Скачиваний: 1167

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ