Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 01.06.2025
Главная Выпуски журнала 2020 Год Выпуск №6 ВЛИЯНИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ВЛИЯНИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Борисова Татьяна Сергеевна, Зорина Елена Александровна, Сартакова Елена Евгеньевна

DOI: 10.23951/2307–6127-2020-6-73-81

Информация об авторе:

Борисова Татьяна Сергеевна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Институт изучения детства, семьи и воспитания, Российская академия образования (ул. Жуковского, 16, Москва, Россия, 105062). E-mail: borisova@institutdetstva.ru Зорина Елена Александровна, кандидат педагогических наук, заместитель директора Светлоградского педагогического колледжа (ул. Кузнечная, 285, Светлоград, Россия, 356530). E-mail: zorina_ea@mail.ru Сартакова Елена Евгеньевна, доктор педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: sartakova@tspu.edu.ru

Проблема агрессивного поведения стала объектом широкого научного и практического обсуждения. Предлагается анализ отдельных аспектов содержания феномена агрессии, выделяются особенности подростковой агрессии. Приводятся результаты длительного изучения уровня агрессивности подростков и молодежи. Отмечается, что нарушения в сфере межличностных отношений подростков играют приоритетную роль в развитии отклоняющегося поведения; общение формирует конкретную модель поведения, оказывая порой влияние на совершение действий не всегда кон структивного характера; развитие навыков позитивного общения находится в поле влияния субъектов образовательной практики и является важнейшим фактором предупреждения агрессии подростков. Педагогически целесообразными действиями в части позитивного личностного становления является оптимизация взаимодействий участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, социальных партнеров). Основными направлениями педагогической профилактической работы, с точки зрения авторов, являются: учет особенностей семьи каждого подростка как необходимое условие эффективной работы педагога; менеджмент классной ситуации и наблюдения за отношениями детей, что дает возможность предотвратить проявление агрессии в группе; обеспечение безопасности в образовательном учреждении посредством формирования социально-психологического комфорта учеников и педагогов; проецирование через СМИ и интернет конструктивных образцов мирного урегулирования конфликтов; интегрирование детей в систему социальных связей как в школе, так и вне, применяя социально-педагогические технологии; целенаправленное воспитательное воздействие на молодежь и работа с семьей в направлении устойчивых ориентаций на правомерное поведение рассматривается как значимый фактор предупреждения агрессии.

Ключевые слова: подростки, агрессия, общение, субъекты образовательной практики

Библиография:

1. Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие / под ред. Н. М. Платоновой. СПб.: Речь, 2006. 336с.

2. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.

3. Колосова С. Л. Развитие личности детей с агрессивным поведением в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту: дис. … д-ра психол. наук. М.: МГУ, 2006. 397 с.

4. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студентов психологических факультетов университетов. М.: Академия, 2003. 448 с.

5. Бойкина Е. Э. Агрессия сквозь призму социального остракизма // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, № 3. С. 60–67. DOI: 10.17759/jmfp.2019080307.

6. Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения / под ред. Е. Н. Волковой. Н. Новгород: Папирус, 2011. 234 с.

7. Насилие над детьми в Европе. URL: http://www.sdelanounih.ru/nasilie-nad-detmi-v-evrope (дата обращения: 20.07.2020).

8. Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 81–87.

9. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учеб. пособие. М.: Московский психол.-соц. ин-т; Флинта, 1998. 96 с.

10. Реан А. А. Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних // Национальный психологический журнал. 2018. № 2 (30). С. 3–12.

11. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1998. 256 с.

12. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

13. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. 671 с.

14. Терехина Н. В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. С. 43–51.

15. Чеккуева З. Н. Речевая агрессия педагога как деструктивный фактор межличностных взаимодействий в системе «учитель – ученик» // Вестн. Карачаево-Черкесского гос. ун-та им. У. Д. Алиева. 2016. № 8. С. 49–52.

borisova_t._s._73_81_6_34_2020.pdf ( 419.09 kB ) borisova_t._s._73_81_6_34_2020.zip ( 412.24 kB )

Выпуск: 6, 2020

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 73 — 81

Скачиваний: 1090

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ