ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА КАК ФОРМАТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКИХ ПЕДАГОГОВ
DOI: 10.23951/2307–6127-2020-6-115-123
Аргументирована актуальность поиска и апробации новых форм дополнительного профессионального образования педагогов сельских малочисленных, малокомплектных образовательных организаций, в частности формата Летней педагогической школы (ЛПШ). Представлена обобщенная характеристика материалов и методов исследования. Обоснованы исторические предпосылки формата, истоки которого обнаружены в учительских съездах и курсах сельского учительства России в XIX в., а также принципиальные положения, обусловленные традициями отечественного образования. Определены теоретико-методологические и научно-практические основы содержания образовательной программы и ведущие образовательные модули. Отмечена центральная линия образовательной программы ЛПШ – непрерывное образование как путь профессионально-личностного становления и развития сельского педагога. Приведены примеры тематики и блочного структурирования образовательных программ из опыта летних школ разных лет. Представлены приоритетные образовательные технологии и особенности ЛПШ содержательно-организационного порядка. Сформулированы выводы о результативности формата ЛПШ.
Ключевые слова: сельская школа, сельский учитель, дополнительное профессиональное педагогическое образование, летняя педагогическая школа, непрерывное педагогическое образование
Библиография:
1. Бунаков Н. Ф. Как я перестал быть «учителем учителей». СПб.: Тип. товарищества «Общественная польза», 1905. 159 с.
2. Бунаков Н. Ф. Школьное дело: учебный материал, проработанный на учительских съездах и курсах за тридцать лет (1872–1902 гг.). СПб.: Изд. М. М. Гудзаца, 1906. 231 с.
3. Водовозов В. И. Какая нужна наука в народной школе // Избранные педагогические сочинения / ред. В. З. Смирнов, сост. В. С. Аранский. М.: Изд-во АН РСФСР, 1958. С. 215–227.
4. Водовозов В. И. Новый план устройства народной школы. По поводу книги «Заметки о сельских школах» С. Рачинского // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1986. С. 218–228. (Педагогическая б-ка).
5. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. М.: Фед. ин-т развития образования, 2011. 74 с.
6. Гурьянова М. П. Развитие социально-педагогической деятельности с детьми и семьями в пространстве места жительства. М.: ИИДСВ РАО, 2018. 155 с.
7. Ефлова З. Б. Особенности образовательной деятельности современной сельской школы: учеб.-метод. пособие. Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2012. 140 с.
8. Сартакова Е. Е. Специфика социокультурной модернизации в условиях сельской местности России // Фундаментальные исследования. 2014. № 12. С. 865–869.
9. Цирульников А. М. Феномены и культурные практики: формальное и неформальное образование в контексте социокультурного подхода // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 260–275.
10. Байбородова Л. В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся. Ярославль: Академия развития, 2007. 336 с.
11. Байбородова Л. В. Научно-методическое обеспечение развития сельских образовательных организаций // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5 (110). С. 16–24.
12. Зайкин М. И., Фролов И. В., Шкильменская Н. А. Технологии дифференцированного обучения в сельской школе. Арзамас: АГПИ, 2008. 236 с.
13. Коршунова О. В., Селиванова О. Г. Проблемы дидактики сельской школы: концептуальные подходы, модели и технологии обучения. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2014. Вып. 16. 292 с. (Серия: Сельская школа.)
14. Котькова Г. Е. Педагогическое сопровождение как системное условие личностного развития ребенка в социокультурном пространстве села. Орел: ОГУ; ООО ПФ «Оперативная полиграфия», 2010. 304 с.
15. Суворова Г. Ф. Педагогическая поддержка и образовательная реабилитация учащихся малочисленной школы, находящихся в трудной жизненной ситуации: книга для учителя / под ред. Г. Ф. Суворовой. М.: ЦНСО, 2010. 288 с.
16. Федотова Г. А. Творческое саморазвитие учителя в сельском социуме как педагогическая проблема: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Великий Новгород, 2004. 48 с.
17. Шерайзина Р. М. Инновационные подходы к управлению образовательными системами // Инновационный образовательный менеджмент: российский и международный контекст: материалы 3-й Междунар. науч.- практ. конф., 14–15 мая 2007 г. Великий Новгород, 2007. С. 10–17.
18. Шерайзина Р. М. Профессиональное становление сельского учителя. Великий Новгород: НовГУ, 1994. 203 с.
19. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н (с изм., внесенными Приказом Минтруда России от 25.12.2014 № 1115н). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 17.06.2020).
20. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 134 с.
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 115 — 123
Скачиваний: 727