Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 20.07.2025
Главная Выпуски журнала 2020 Год Выпуск №6 ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА КАК ФОРМАТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКИХ ПЕДАГОГОВ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА КАК ФОРМАТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКИХ ПЕДАГОГОВ

Ефлова Зинаида Борисовна

DOI: 10.23951/2307–6127-2020-6-115-123

Информация об авторе:

Ефлова Зинаида Борисовна, кандидат педагогических наук, исполнительный директор общественного профессионального педагогического движения «Ассоциация сельских школ Республики Карелия»; старший методист, Центр развития образования Петрозаводского городского округа (ул. Краснофлотская, 31, Петрозаводск, Республика Карелия, Россия, 185001). E-mail: zeflova@onego.ru

Аргументирована актуальность поиска и апробации новых форм дополнительного профессионального образования педагогов сельских малочисленных, малокомплектных образовательных организаций, в частности формата Летней педагогической школы (ЛПШ). Представлена обобщенная характеристика материалов и методов исследования. Обоснованы исторические предпосылки формата, истоки которого обнаружены в учительских съездах и курсах сельского учительства России в XIX в., а также принципиальные положения, обусловленные традициями отечественного образования. Определены теоретико-методологические и научно-практические основы содержания образовательной программы и ведущие образовательные модули. Отмечена центральная линия образовательной программы ЛПШ – непрерывное образование как путь профессионально-личностного становления и развития сельского педагога. Приведены примеры тематики и блочного структурирования образовательных программ из опыта летних школ разных лет. Представлены приоритетные образовательные технологии и особенности ЛПШ содержательно-организационного порядка. Сформулированы выводы о результативности формата ЛПШ.

Ключевые слова: сельская школа, сельский учитель, дополнительное профессиональное педагогическое образование, летняя педагогическая школа, непрерывное педагогическое образование

Библиография:

1. Бунаков Н. Ф. Как я перестал быть «учителем учителей». СПб.: Тип. товарищества «Общественная польза», 1905. 159 с.

2. Бунаков Н. Ф. Школьное дело: учебный материал, проработанный на учительских съездах и курсах за тридцать лет (1872–1902 гг.). СПб.: Изд. М. М. Гудзаца, 1906. 231 с.

3. Водовозов В. И. Какая нужна наука в народной школе // Избранные педагогические сочинения / ред. В. З. Смирнов, сост. В. С. Аранский. М.: Изд-во АН РСФСР, 1958. С. 215–227.

4. Водовозов В. И. Новый план устройства народной школы. По поводу книги «Заметки о сельских школах» С. Рачинского // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1986. С. 218–228. (Педагогическая б-ка).

5. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. М.: Фед. ин-т развития образования, 2011. 74 с.

6. Гурьянова М. П. Развитие социально-педагогической деятельности с детьми и семьями в пространстве места жительства. М.: ИИДСВ РАО, 2018. 155 с.

7. Ефлова З. Б. Особенности образовательной деятельности современной сельской школы: учеб.-метод. пособие. Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2012. 140 с.

8. Сартакова Е. Е. Специфика социокультурной модернизации в условиях сельской местности России // Фундаментальные исследования. 2014. № 12. С. 865–869.

9. Цирульников А. М. Феномены и культурные практики: формальное и неформальное образование в контексте социокультурного подхода // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 260–275.

10. Байбородова Л. В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся. Ярославль: Академия развития, 2007. 336 с.

11. Байбородова Л. В. Научно-методическое обеспечение развития сельских образовательных организаций // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5 (110). С. 16–24.

12. Зайкин М. И., Фролов И. В., Шкильменская Н. А. Технологии дифференцированного обучения в сельской школе. Арзамас: АГПИ, 2008. 236 с.

13. Коршунова О. В., Селиванова О. Г. Проблемы дидактики сельской школы: концептуальные подходы, модели и технологии обучения. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2014. Вып. 16. 292 с. (Серия: Сельская школа.)

14. Котькова Г. Е. Педагогическое сопровождение как системное условие личностного развития ребенка в социокультурном пространстве села. Орел: ОГУ; ООО ПФ «Оперативная полиграфия», 2010. 304 с.

15. Суворова Г. Ф. Педагогическая поддержка и образовательная реабилитация учащихся малочисленной школы, находящихся в трудной жизненной ситуации: книга для учителя / под ред. Г. Ф. Суворовой. М.: ЦНСО, 2010. 288 с.

16. Федотова Г. А. Творческое саморазвитие учителя в сельском социуме как педагогическая проблема: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Великий Новгород, 2004. 48 с.

17. Шерайзина Р. М. Инновационные подходы к управлению образовательными системами // Инновационный образовательный менеджмент: российский и международный контекст: материалы 3-й Междунар. науч.- практ. конф., 14–15 мая 2007 г. Великий Новгород, 2007. С. 10–17.

18. Шерайзина Р. М. Профессиональное становление сельского учителя. Великий Новгород: НовГУ, 1994. 203 с.

19. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н (с изм., внесенными Приказом Минтруда России от 25.12.2014 № 1115н). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 17.06.2020).

20. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 134 с.

eflova_z._b._115_123_6_34_2020.pdf ( 414.54 kB ) eflova_z._b._115_123_6_34_2020.zip ( 407.52 kB )

Выпуск: 6, 2020

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Страницы: 115 — 123

Скачиваний: 1163

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ