ИЗУЧЕНИЕ ТЕРМИНОЛОГИИ ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
DOI: 10.23951/2307–6127-2020-6-129-140
Рассматривается вопрос преподавания русского языка как иностранного в техническом вузе России. Актуальность темы обусловлена ростом числа иностранных студентов в российских вузах и необходимостью скорейшего овладения ими русским языком. Описаны особенности изучения русской научной лексики, терминологического аппарата технических дисциплин, в частности языка математики, иностранными студентами, обучающимися на подготовительном отделении Томского государственного архитектурно-строительного университета. Проведен лингвистический эксперимент, в ходе которого студентам был предложен диктант, изобилующий научной лексикой; описаны результаты, а также нарушения произношения и написания терминов, так как главную трудность представляет именно изучение лексики научного стиля речи. Выявлены и описаны, структурированы особенности отступлений от нормы, предложены варианты работы по реализации программы отработки навыков нормативного письма иностранными студентами. Достаточно трудным является определение границы слова, написание букв в конце слова, восприятие шипящих согласных, парных согласных по глухости/звонкости, мягкости/твердости; определение рода имен существительных (в большинстве языков народов бывшего Советского Союза нет категории рода). В связи с этим возникает необходимость тщательно продумывать типы упражнений в соответствии с потребностью учащихся и их последовательность.
Ключевые слова: высшее образование, иностранные студенты, русский язык как иностранный, научный стиль речи, научные термины
Библиография:
1. Михалёва Е. В., Петровская Т. С. Обучение русскому языку как иностранному в ТПУ: методология и технологии // Проблемы описания и преподавания русского языка как иностранного в третьем тысячелетии: состояние и перспективы развития: материалы междунар. регион. форума ученых и преподавателей-русистов по проблемам функционирования и преподавания русского языка в странах Европы (13–14 апреля 2007 г.). Берлин, С. 70–72.
2. Янущик О. В. Пути улучшения организации учебного процесса по математике студентов, обучающихся на неродном языке в техническом вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 5–4. С. 576–578. URL: http://applied-research.ru/ru/article/view?id=7170 (дата обращения: 17.01.2020).
3. Глазырина Е. Д., Ефремова О. Н., Нгуен Т. Пути улучшения организации учебного процесса иностранных студентов в российском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. C. 1–7. URL: http://www.science-education.ru/117-13325 (дата обращения: 18.01.2020).
4. Ефремова О. Н., Глазырина Е. Д. Особенности преподавания математики иностранным слушателям, обучающимся на неродном языке // Успехи современного естествознания. 2015. № 3. С. 177–180. URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34759 (дата обращения: 17.01.2020).
5. Ефремова О. Н., Глазырина Е. Д., Подберезина Е. И. Специфика преподавания математики иностранным слушателям подготовительного отделения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: http://www.science-education.ru/116-12182 (дата обращения: 18.01.2020).
6. Фетисова Е. В. Особенности преподавания математики иностранным студентам, обучающимся на русском языке // Вестн. Московского ун-та. Серия: Педагогическое образование. 2011. № 1. С. 71–75.
7. Имас О. Н. Лингвистические особенности изучения математики иностранными студентами // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7818 (дата обращения: 17.01.2020.
8. Шипилова (Ломакина) С. С. Использование игровых технологий при проверке знаний иностранных студентов по разделам дисциплины «Высшая математика» // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: http://www.science-education.ru/117-13293 (дата обращения: 18.01.2020).
9. Пасаита Т. Н. Обучение конспектированию иностранных учащихся на занятиях по языку специальности // Proceedings of the VII International Conference “International Cooperation in Engineering Education” (St. Petersburg, Russia, 2–4 July 2012). St. Petersburg, 2012. P. 85–92.
10. Ильченко А. Н., Солон Б. Я. Математическая культура – основа профессиональной подготовки специалиста для инновационной экономики // Современные проблемы науки и образования. 2010. № 2. С. 119–129.
11. Кийкова Н. Ю. Синергетические основания модели математической культуры будущего менеджера // Фундаментальные исследования. 2012. № 3. С. 38–43.
12. Кашкан Г. В., Провалова Н. В., Шахова Н. Б. Реализация межпредметных связей при обучении иностранных граждан // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. URL: http://www.science-education.ru/100-5073 (дата обращения: 18.01.2020).
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 129 — 139
Скачиваний: 621