Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 20.07.2025
Главная Выпуски журнала 2020 Год Выпуск №6 ЭКСКУРСИИ НА РЕЛИГИОВЕДЧЕСКУЮ ТЕМАТИКУ: К ПРОБЛЕМЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ЭКСКУРСОВОДА (ОПЫТ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ЭКСКУРСИИ НА РЕЛИГИОВЕДЧЕСКУЮ ТЕМАТИКУ: К ПРОБЛЕМЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ЭКСКУРСОВОДА (ОПЫТ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Сазонова Наталия Ивановна, Райкова Ольга Анатольевна

DOI: 10.23951/2307–6127-2020-6-140-151

Информация об авторе:

Сазонова Наталия Ивановна, доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой истории России и методики обучения истории и обществознанию, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: nataly-sib@mail.ru Райкова Ольга Анатольевна, кандидат философских наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: didenko.oa@list.ru

Актуальность проблемы выбора коммуникативной стратегии в религиоведческой экскурсии связана с расширением практики данных экскурсий на современном этапе и их существенной спецификой по сравнению с другими видами экскурсий. Объектом анализа, проводимого на основе опыта Томского государственного педагогического университета, являются возможные варианты таких стратегий. Выявлены коммуникативные стратегии проведения религиоведческой экскурсии, формирующиеся в зависимости от субъекта экскурсионного процесса – экскурсовода, показана их специфика с точки зрения общих подходов и методики работы с аудиторией. Традиционная коммуникативная модель проведения экскурсий оценивается как оптимальная для первичного знакомства обучающихся с религиозной культурой, но недостаточная для глубокого знакомства с конфессией. В этой связи необходимо также привлечение представителей религиозной конфессии, работающих в рамках иной коммуникационной модели, совмещающей глубокое погружение в религиозную культуру и коммуникацию с окружающей культурной средой. Сочетание разных коммуникативных стратегий способствует формированию устойчивого познавательного интереса обучающихся. Материалы статьи могут быть использованы в практике проведения экскурсий на религиоведческую тематику, в учебном процессе высших учебных заведений.

Ключевые слова: коммуникативная стратегия, экскурсия, религия, феноменологический подход, религиозная культура, религиозная конфессия, экскурсовод, преподаватель, представитель конфессии

Библиография:

1. Герасимова А. П., Тысько Л. А. Знакомство студентов третьего курса историко-филологического факультета МарГУ с традиционной марийской религией во время музейной экскурсии // Актуальные исследования – 2018: сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. И. Вострецова. М.: Мир науки, 2018. С. 26–31.

2. Михалькова С. А., Кржижевский М. В. Роль религиозного туризма в развитии межкультурного диалога (на примере тура «Самара – город пяти религий») // Актуальные проблемы развития туризма и гостеприимства: материалы всерос. науч. практ. конф. / отв. ред. Е. Г. Радыгина. Екатеринбург: УГПУ, 2017. С. 114–123.

3. Ковалёнок Ю. Е. Потенциал музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании (на примере этнографической экспозиции Забайкальского краевого краеведческого музея им. А. К. Кузнецова) // Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Забайкалья: материалы междунар. науч.- практ. конф. Чита, 2019. С. 271–274.

4. Дидур Е. А. «Основы религиозных культур и светской этики»: региональный опыт // Народное образование. 2011. № 8 (1411). С. 174–180.

5. Здоровцева О. В. Православное краеведение как содержательный элемент образовательной программы на примере начальной школы // Тысячелетие просветителя Руси: проблемы просвещения в зеркале духовной школы: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. Свято-Тихоновской конф. Псков, 2015. С. 153–160.

6. Елескина О. В. Проблемы и перспективы развития религиозного туризма в регионах юга Западной Сибири // Вестн. Кемеровского гос. ун-та. 2015. № 2-7 (62). С. 168–171.

7. Харисова Л. Религиозная культура в содержании общего образования. М.: Просвещение, 2002. 336 с.

8. Кожанов К. А. Типология современных городских экскурсий в России // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3 (114). С. 222–228.

9. Введенский Д. И. За счастие детей: (Вопросы христианского воспитания). СПб.: Училищ. сов. при Святейшем Синоде, 1910. Вып. 1. 355 с.

10. Геранина Г. А. Экскурсия как форма современного религиоведческого образования // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4 (60). С. 80–81.

11. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: учеб. по туристским специальностям. М.: Сов. спорт, 2002. 216 с.

12. Юхневич М. Ю. Экскурсия музейная // Российская музейная энциклопедия. М.: Прогресс: Рипол-классик, 2005. С. 763.

13. Музей церковной истории при Томской духовной семинарии. URL: http://tompds.ru/about/cerkovnoarkheologicheskiy-kabinet/ (дата обращения: 01.09.2020).

14. Сазонова Н. И. Этноконфессиональное взаимодействие в истории Томска XVII–XX вв.: учеб. пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. 248 с.

sazonova_n._i._140_151_6_34_2020.pdf ( 441.29 kB ) sazonova_n._i._140_151_6_34_2020.zip ( 433.36 kB )

Выпуск: 6, 2020

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Страницы: 140 — 151

Скачиваний: 1326

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ