Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2021 Год Выпуск №1 ЭЛЕКТРОННЫЙ МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ЭЛЕКТРОННЫЙ МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ахметова Людмила Владимировна, Стась Андрей Николаевич, Газизов Тимур Тальгатович

DOI: 10.23951/2307-6127-2021-1-111-121

Информация об авторе:

Ахметова Людмила Владимировна, директор МЦ НИИ ТГПУ, кандидат психологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, 634061). E-mail: axmetova@tspu.edu.ru Стась Андрей Николаевич, кандидат технических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, 634061). E-mail: stasandr@tspu.edu.ru Газизов Тимур Тальгатович, директор ИПИ, доктор технических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, 634061). E-mail: gtt@tspu.edu.ru

Рассматривается психолого-педагогическая проблема возможности электронного контроля – мониторинга динамики развития когнитивных способностей обучающихся. При этом когнитивные способности человека, с психологической точки зрения, понимаются как целостное системное образование. Когнитивная сфера личности, по мнению авторов, не сводится к интеллекту, а является его фундаментальной составляющей, равно как и когнитивные способности, обладая своими специфическими функциями, образуют единую систему, наделенную индивидуально-психологическими особенностями. Такова методологическая позиция авторов исследования. Особенное внимание обращается на понятийный аппарат излагаемого текста. Подчеркивается, что междисциплинарный подход к исследованию может провоцировать терминологическую неточность, в связи с этим обращается пристальное внимание на категориальный аппарат, правильную интерпретацию терминов, обеспечивающих смысловую основу междисциплинарного исследования. Обосновывается необходимость разработки комплексной компьютерной программы. Отмечается, что комплексная компьютерная программа способна обеспечить электронный мониторинг и коррекцию значений интегральных психологических показателей сформированности когнитивных функциональных связей в психологической структуре когнитивной сферы личности обучающегося в режиме текущего времени.

Ключевые слова: электронный мониторинг, когнитивная сфера, структура, личность, программное обеспечение

Библиография:

1. Ляшевская О. Н., Шаров С. А. Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). М.: Азбуковник, 2009.

2. Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Филол. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. 245 с.

3. Энциклопедический словарь. URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/es/ (дата обращения: 16.09.2020).

4. Толковый переводоведческий словарь. URL: https://perevodovedcheskiy.academic.ru/ (дата обращения: 16.09.2020).

5. Большой психологический словарь: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб.; 2008. ISBN 978-5-17-055694-6, 978-5-17-055693-9; 978-5-9713-9307-8, 978-5-9713-9308-5; 978-5-93878-662-2, 978-5-93878-663-9. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/11.php (дата обращения: 16.09.2020).

6. Словарь синонимов русского языка – онлайн-подбор. URL: https://sinonim.org/ (дата обращения: 16.09.2020).

7. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.

8. Демьянков В. З. Когнитивная система // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г.; под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Филол. факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. С.74–76.

9. Чуприкова Н. И., Ратанова Т. А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. № 3. С. 104–114.

10. Роговин М. С. Современная когнитивная психология и проблемы мышления // Мышление: процесс, деятельность, ощущение / под ред. В. Брушлинского. М.: Наука, 1982. С. 213–273.

11. Холодная М. А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев: УМК ВО, 1990.

12. Ахметова Л. В. Развитие когнитивной сферы личности учащихся начальных классов в условиях психологического эксперимента: дис. … канд. психол. наук. Томск, 2002. 187 с.

13. Ахметова Л. В. Когнитивная сфера личности – психологическая основа обучения // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-sfera-lichnostipsihologicheskaya-osnova-obucheniya (дата обращения: 05.02.2020).

14. Ахметова Л. В., Морогин В. Г. Детерминанты когнитивного развития личности учащихся начальных классов // Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования: сб. Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. / науч. ред. С. М. Малиновская. 2004. С. 195–200.

15. Компания CogniFit («КогниФит»). URL: https://www.cognifit.com/ru (дата обращения: 15.04.2020).

16. Компьютерная программа для психологов «Вектор фото». URL: http://www.vectorin.ru/articles/79.html (дата обращения: 15.04.2020).

17. Комплекс «Психологический тест». URL: http://www.xn--c1adanaui0ac2e.xn--p1ai/products/PsyTest.htm (дата обращения: 15.04.2020).

18. Карташов Д. В., Стась А. Н. Методика обучения алгоритмам и структурам данных // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 8 (161). С. 131–134.

19. Батчимэг Б., Ахметова Л. В., Стась А. Н. Разработка web-приложения для психолингвистического исследования социальной адаптации монгольских студентов к русскоязычной образовательной среде // Наука и образование. Сер.: Психология. Реклама. Связи с общественностью. III Всероссийский фестиваль науки. XVII Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. 2013. С. 139–144.

20. Кубарев Д. Е., Газизов Т. Т. Опыт создания учебно-методического комплекса на базе центра молодежного инновационного творчества // Современное образование: развитие технологий и содержания высшего профессионального образования как условие повышения качества подготовки выпускников: материалы Междунар. науч.-метод. конф. Томск, 2017. С. 148–150.

akhmetova_l._v._111_121_1_35_2021.pdf ( 363.77 kB ) akhmetova_l._v._111_121_1_35_2021.zip ( 354.7 kB )

Выпуск: 1, 2021

Серия выпуска: Выпуск № 1

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 111 — 121

Скачиваний: 1198

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ