СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-2-144-153
Высокая динамика социальных и экономических изменений в стране и в мире порождает необходимость ответа на них в системе профессионального образования, в том числе вузовского. Определение содержания подготовки будущего учителя технологии и создание оптимальных условий для ее эффективного процесса требуют учитывать как общие тенденции развития системы профессионального образования, так и непрерывно происходящие изменения в содержании предметной области «Технология», ее специфику. Для будущего учителя технологии это содержание выступает ориентиром синтеза научных знаний всех учебных предметов в качестве примера их использования в различных направлениях человеческой деятельности. Это означает, что учитель технологии должен быть готов осуществлять экономическое, экологическое, технологическое образование и информационное обеспечение данного процесса, учить решению изобретательских задач, формировать дизайнерские навыки и другие умения. Особенностью образовательной области «Технология» является и то, что программы по этому предмету предусматривают относительную свободу в выборе учебного материала в зависимости от местных и региональных условий, производственного окружения, желаний родителей и детей, квалификации и профессионализма учителя и др. Именно учитель технологии развивает у обучающихся представления о производстве, реализации и потреблении материальных благ; о культуре труда и быта; о необходимости и особенностях профессионального самоопределения каждым гражданином государства, но главное – формирует невербальную сферу человека.
Ключевые слова: подготовка будущего учителя технологии, профессиональное становление, образовательный процесс, специфика содержания подготовки
Библиография:
1. Алеева Ю. В. Учение как форма специфической познавательной активности студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 5 (120). С. 9–15.
2. Панова Н. В. Профессиональное развитие личности педагога // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 101–106.
3. Валицкая А. П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. 1997. № 2. С. 3–8.
4. Корытова Г. С. Профессиональное становление личности педагога: проблемное поле и концептуальные модели // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 1 (154). С. 9–15.
5. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие. М.: Академия, 2002. 380 с.
6. Абросимова З. Ф. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения дисциплин педагогического цикла: дис. … канд. пед. наук. Курган, 1994. 206 с.
7. Фадеева О. А. Педагогическая диагностика становления будущего учителя в вузе: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2004. 244 с.
8. Социальная педагогика: учеб.-метод. комплекс. Ч. 1: Теоретические основы: учеб. пособие / Г. Ю. Титова, Н. В. Логинова. Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. 275 с.
9. Ирихина И. В., Широкова М. В., Беседина О. А. Опыт организации педагогического сопровождения дистанционного сопровождения студентов в процессе изучения дисциплины «иностранный язык» в Национальном исследовательском Белгородском государственном университете // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 72–75.
10. Кенжина Ю. А. Формирование педагогической «Я-концепции» будущего учителя в образовательном процессе вуза: дис. … канд. пед. наук. Ориенбург, 2006. 173 с.
11. Поставнева И. В. Педагогическая практика как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических вузов // Вестн. Московского городского пед. ун-та. Серия: Педагогика и психология. 2009. № 1. С. 52–59.
12. Овсиевская И. Н. Развитие профессиональной компетентности педагогов с учетом требований профессионального стандарта «Педагог» // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4 (24). С. 158–163.
13. Овечкин В. П. Содержание технологического образования: основания, принципы, условия проектирования. Москва; Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотичная динамика», 2005. 220 с.
14. Атутов П. Р. Концепция политехнического образования в современных условиях // Педагогика. 1999. № 2. С. 17–20.
15. Субочева М. Л., Вахтомина Е. А., Сапего И. П., Максимкина И. В. Теория и методика обучения технологии с практикумом: учеб.-метод. пособие. М.: Моск. гос. пед. ун-т, 2018. 176 с.
16. Стойлова Л. П. Система формирования исследовательских умений у будущих учителей // Вестн. Московского городского пед. ун-та. Серия: Педагогика и психология. 2009. № 1. С. 11–18.
17. Сэкулич Н. В. Формирование ИКТ-компетенций студента университета в условиях цифровой революции // Педагогический журнал. 2017. Т. 7, № 2А. С. 302–314.
18. Методика трудового обучения с практикумом / под ред. Д. А. Тхоржевского. М.: Просвещение, 1997. 448 с.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 144 — 153
Скачиваний: 631