ЭТАПЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-28-39
Обосновывается актуальность языковой подготовки в системе инженерного образования в связи со сменой современной образовательной парадигмы в сторону необходимости подготовки конкурентоспособного специалиста, имеющего высокую степень готовности взаимодействовать в международной профессиональной среде. Анализу особенностей и проблем языковой подготовки в техническом вузе посвящено достаточно большое количество научных работ, вместе с тем данная проблематика остается актуальной ввиду перманентной модернизации высшего образования, совершенствования моделей и технологий обучения. Целью является проведение научно-методического анализа процессов организации и управления языковой подготовкой, которая имела уникальный формат экспериментального обучения в Томском политехническом университете. Началом реформ «языкового бума» можно считать 1998 год, когда была запущена в действие Комплексная программа по интенсификации обучения иностранному языку студентов инженерного вуза. К настоящему моменту данная программа может подлежать анализу, так как имеет 20-летнюю историю эволюции и в научной литературе отсутствует комплексное описание динамики языкового развития. Научно-методический анализ, включающий собственные педагогические наблюдения, направлен на описание пяти этапов развития языковой подготовки, выявление причин, которые явились катализаторами изменений, оценку мер по устранению проблем и противоречий, а также мер, способствующих созданию более комфортных и эффективных условий для дальнейшего развития и становления. Более подробно дано описание и характеристика процессов, имеющих относительно инновационный характер для вузовской системы языковой подготовки. В качестве таких процессов были рассмотрены учебные практики по адаптационной языковой подготовке для младших курсов и факультативные дисциплины по индивидуальному выбору студентов. В заключение приводятся доводы относительно потенциальных мер, способных вывести ситуацию на уровень качественных изменений и совершенствования языковой подготовки в других технических вузах.
Ключевые слова: языковая подготовка в техническом вузе, языковая компетенция, адаптационное обучение, факультативная дисциплина, ESP, CLIL, междисциплинарные педагогические тандемы
Библиография:
1. Пономаренко Е. П., Осмина Е. В. Современные тенденции иноязычного обучения в техническом вузе: системный подход // Вестник ИжГТУ им. М. Т. Калашникова. 2011. № 4. С. 193–196.
2. Яроцкая Л. В. Контроль форсированности межкультурной компетенции в программно-методическом обеспечении учебного процесса по иностранному языку в вузе // Модернизация системы подготовки по иностранному языку в неязыковых вузах. М.: ИПК МГЛУ «Рема», Вестн. Моск. гос. лингвист, ун-та; вып. 12 (645). Серия «Педагогические науки». 2012. С. 72–82.
3. Похолков Ю. П. Национальная доктрина опережающего инженерного образования России в условиях новой индустриализации: подходы к формированию, цель, принципы // Электронный журнал «Инженерное образование». 2012. № 10. С. 50–65. URL: http://www.aeer.ru/files/io/m10/art_7.pdf (дата обращения: 02.01.2021).
4. Чучалин А. И., Велединская С. Б. Моделирование процессов иноязычной подготовки в вузе с позиции управления качеством // Электронный журнал «Инженерное образование». 2005. № 3. С. 136–143. URL: http://www.ac-raee.ru/files/io/m3/art_19.pdf (дата обращения: 02.02.2021).
5. Сидоренко Т. В., Рыбушкина С. В. Интегрированное предметно-языковое обучение и его перспективы для российских вузов // Образование и наука журнала теоретических и прикладных исследований. 2017. Вып. 19, № 6. С. 182–196.
6. International language standards. URL: https://www.cambridgeenglish.org/exams-and-tests/cefr/ (дата обращения: 25.01.2021).
7. Latypova E. Foreign language competence development using CLIL among students in Russian universities // Humanities & Social Sciences Reviews. 2020. Vol. 8, № 4. P. 755–767. URL: https://doi.org/10.18510/hssr.2020.8475 (дата обращения: 09.11.2020)
8. Сидоренко Т. В., Рыбушкина С. В., Розанова Я. В. CLIL-практики в Томском политехническом университете: успехи и неудачи // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 8. С. 164–187. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-8-164-187
9. Kudryashova A. V., Gorbatova T. N., Rozhkova N. E. Developing a blended learning based model for teaching foreign languages in engineering institutions // SHS Web of Conferences – Les Ulis: EDP Sciences. 2016. Vol. 28: Research Paradigms Transformation in Social Sciences (RPTSS 2015). [01128, 4 p.]. DOI: 10.1051/shsconf/20162801128
10. Мифтахова Н. Ш. Система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе: дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2013. 341 с.
11. Маркова Н. А. Учебная адаптация в техническом вузе на примере дисциплины «Английский язык» // Язык. Общество. Образование: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. «Лингвистические и культурологические аспекты современного инженерного образования», Томск, 10–12 ноября 2020 г. // Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ); под ред. Ю. В. Кобенко. Томск: Изд-во ТПУ, 2020. С. 175–179.
12. Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования». 2010. № 2. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2010_2_Dubovitskaya_Krilova.pdf (дата обращения: 15.10.2020).
13. Староверова Н. П., Петрова О. Н. Учебно-методическое обеспечение факультативных занятий по английскому языку в бакалавриате // Модернизация системы подготовки по иностранному языку в неязыковых вузах. М.: ИПК МГЛУ «Рема». Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 12 (645). Серия «Педагогические науки», 2012. С. 93–101.
14. Звонарева Н. Б. Факультативные занятия по английскому языку в контексте современного университетского образования // Иностранные языки в экономических вузах России. 2014. С. 149–156.
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 28 — 39
Скачиваний: 742