СУПЕРВИЗИЯ В ТЬЮТОРСКОЙ ПРАКТИКЕ: ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-213-220
Обсуждается проблема концептуальной неразработанности супервизорской практики тьюторского сопровождения. В качестве возможной теоретической модели супервизии тьютора предлагается «тьюторская система», аналогичная психотерапевтической системе супервизии, включающая три вида фокуса внимания: на тьюторанте, тьюторе, процессе тьюторского сопровождения. Обозначено содержание супервизии, определяемое каждым из этих ракурсов внимания. Описаны поведенческие паттерны, характеризующие тьюторантов и тьюторов, идентифицированы соответствующие дефициты субъектности и идентичности, определяющие статус «сложного» супервизанта и тьюторанта. В качестве важнейшего условия эффективной супервизии тьюторской практики называется точное распознавание в процессе супервизии ограничений и дефицитов личностного, деятельностного и коммуникативного плана, характеризующих тьютора и тьюторанта.
Ключевые слова: супервизия тьютора, «тьюторская система», паттерны поведения, дефициты субъектности и идентичности, «сложные» клиенты
Библиография:
1. Альманах тьюторских практик и технологий. М.; Тверь: СФК-Офис, 2016. 200 с.
2. Ковалева Т. М. Тьюторство как антропопрактика // Человек.RU. 2016. № 11. С. 72–81.
3. Ковалева Т. М. Тьюторское сопровождение студентов педагогического бакалавриата первого года обучения как антропопрактика // Исследователь / Researcher. 2018. № 1–2 (21–22). С. 139–142.
4. Имакаев В. Р. «Прививка» субъектности // Практики развития: индивидуальная инициатива в новом образовательном пространстве: материалы 24-й науч.-практ. конф. Красноярск, 2018. С. 33–51.
5. Становление тьюторской модели современного университета в России. Томск: ИД Том. гос. ун-та, 2019. 256 с.
6. Глотова Ж. В., Грошева Л. В., Николаичева В. Ю. Тьюторство как форма психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов в вузе. Саратов: Вузовское образование, 2018. 84 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/75039.html/ (дата обращения: 12.12.2020).
7. Сергеева М. Г. Тьюторское сопровождение в системе профессионального образования: зарубежная и российская практика // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 298–301.
8. Лях Ю. А. Развивающий потенциал тьюторских технологий в системе обучения старших школьников // Образование и наука. 2013. № 10 (109). С. 37–51. DOI: 10.17853/1994-5639-2013-10-37-51
9. Лашова В. А. Кому нужна супервизия? Заметки на полях. URL: https://thetutor.ru/regions/otdeleniya/permskijkraj/komu-nuzhna-supervizija-zametki-na-poljah/ (дата обращения: 28.10.2020).
10. Залевский Г. В. Супервизия: практика в поисках теории // Сибирский психол. журнал. 2008. № 30. С. 7–13.
11. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Инновационные виды педагогического сопровождения // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2015. № 8. С. 101–106.
12. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Супервизия как педагогический феномен // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2015. № 10. С. 9–13.
13. Кулаков С. А. Супервизия в психотерапии: учеб. пособие. СПб.: Мед. центр С. П. Семенова «Вита», 2004. 126 с.
14. Ялом И., Лесц М. Групповая психотерапия. Теория и практика. СПб.: Питер, 2009. 688 с.
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 213 — 220
Скачиваний: 782