Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 20.07.2025
Главная Выпуски журнала 2021 Год Выпуск №3 К ВОПРОСУ О ТИПАХ ВТОРИЧНЫХ ЯЗЫКОВЫХ ЛИЧНОСТЕЙ В СВЕТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКЕ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

К ВОПРОСУ О ТИПАХ ВТОРИЧНЫХ ЯЗЫКОВЫХ ЛИЧНОСТЕЙ В СВЕТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКЕ

Курьянович Анна Владимировна

DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-132-142

Информация об авторе:

Ван Синхуа, кандидат филологических наук, старший преподаватель, Муданьцзянский педагогический университет (ул. Вэньхуа, 191, Муданьцзян, Китай, 157011). E-mail: paveltgpu@yandex.ru Курьянович Анна Владимировна, доктор филологических наук, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: kurjanovich.anna@rambler.ru

С опорой на собственный педагогический опыт в обучении русскому языку как иностранному в аудитории носителей китайского языка путем систематизации и обобщения имеющихся наработок авторы предлагают оригинальную концепцию, в русле которой описываются типы вторичных языковых личностей, выделяемые на основании компетентностного подхода. В ходе исследования привлекаются сравнительно-сопоставительный метод, наблюдение и метод научного описания. Полученные в ходе исследования результаты позволяют говорить о том, что в изучении деятельности вторичной языковой личности, направленной на овладение русским языком как иностранным, наиболее эффективным видится применение компетентностного подхода. Данный подход позволяет изучать вторичную языковую личность в динамике становления ее компетентностных свойств на каждом выделенном этапе развития: становления вторичной языковой личности как пользователя иностранным языком, формирования у инофона системы специальных знаний и навыков в отношении изучаемого языка, профессионального владения иностранным языком. Представленная типология вторичных языковых личностей, выделенная на основании компетентностного подхода, может найти применение в современной лингводидактике.

Ключевые слова: вторичная языковая личность, лингводидактика, русский язык как иностранный, компетентностный подход, компетенция

Библиография:

1. Рогова А. В. Стратегии и тактики межкультурной лингводидактики как инновационной основы обучения русскому языку: автореф. … канд. пед. наук. М., 2012. 205 с.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34‒44.

4. Атарщикова А. Г. Успешное владение иностранным языком как фактор личностного развития студентов: автореф. … канд. психол. наук. Пятигорск, 2008. 31 с.

5. Ван С. Русский молодежный жаргон в аспекте интерпретации вторичной языковой личностью: дис. … канд. филол. наук. Томск, 2019. 223 с.

6. Курьянович А. В. Психолого-педагогические, лингводидактические и методические аспекты совершенствования языковой компетенции в школе и вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 90‒101.

7. Ван С., Курьянович А. В., Дубина Л. В. Способ «полного погружения» в речевую среду носителей как методологическая база освоения русского языка иностранцем (на материале единиц русского жаргона) // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 9 (162). С. 69–75.

8. Ван С., Курьянович А. В. К вопросу об интерпретации и употреблении русской жаргонной лексики китайскими инофонами // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 2 (191). С. 80–86.

9. Рыжов В. В. Вторичная языковая личность и профессионализм иноязычного общения // Вестник Нижегородского гос. лингвист. ун-та им. Н. А. Добролюбова. 2008. № 3. С. 130‒140.

10. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. 227 с.

11. Кабардов М. К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 34‒49.

12. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. 223 с.

13. Хуторской А. В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 12. С. 9‒16.

14. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20‒26.

15. Халяпина Л. П. Трансформация концепта «языковая личность» в теории и методике обучения иностранным языкам // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2006. № 9. С. 91‒102.

16. Голованова Е. И. Профессиональная языковая личность: специфика профессиональных процессов в сфере теории и практики // Non multum, sed multa: Немного о многом. У когнитивных истоков современной терминологии: сб. науч. тр. в честь В. Ф. Новодрановой. М.: Авторская академия, 2010. С. 261‒270.

17. Шумарина М. Р. Метаязыковая рефлексия в фольклорном и литературном тексте: дис. … д-ра филол. наук. М., 2011. 802 с.

18. Мельник Н. В., Нургалеева Г. И. Проблемы становления профессиональной языковой личности. Языковая личность: Моделирование, типология, портретирование. Сибирская лингвоперсонология. Вып. 2 / под ред. Н. Д. Голева, Н. В. Мельник и С. В. Оленева. М.: ЛЕНАНД, 2015. 432 с.

19. Потемкина Е. В. «Вторичная языковая личность» как объект лингводидактики // Вестник центра международного образования Московского гос. ун-та. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2012. № 4. С. 59‒64.

20. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: Каро, 2005. 352 с.

21. Халеева И. И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста // Язык-система. Язык-текст. Язык-способность: сб. ст. М.: Ин-т рус. языка РАН, 1995. С. 276‒285.

22. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков): автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1990. 36 с.

23. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

24. Балыхина Т. М. Уровни владения русским языком в системе общеевропейских компетенций // Интернетконференция по тестированию по русскому языку при получении гражданства Российской Федерации. URL: http://www.testor.ru/files/Conferens/test_kompet/Balihina.doc (дата обращения: 19.02.2021).

25. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. URL: http://slovorus.ru/index.php?ID=22224&pg=1&w=%C6%C0%D0%C3%CE%CD&s=%C6&a= (дата обращения: 19.02.2021).

26. Курьянович А. В., Серебренникова Е. А. Языковая vs лингвистическая компетенции: специфика формирования в условиях иноязычного образования // Система непрерывного филологического образования: школа ‒ колледж ‒ вуз. Современные подходы к преподаванию дисциплин филологического цикла в условиях полилингвального образования: сб. науч. тр. ХХ Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Уфа: Изд-во Башкирского гос. пед. ун-та им. М. Акмуллы, 2020. С. 291‒297.

wang_x._132_142_3_37_2021.pdf ( 405.45 kB ) wang_x._132_142_3_37_2021.zip ( 395.05 kB )

Выпуск: 3, 2021

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 132 — 142

Скачиваний: 1268

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ