СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОЗДАНИИ СТАНКОВОЙ СЮЖЕТНОЙ КОМПОЗИЦИИ МОНТАЖНОГО ТИПА
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-72-85
Представлен анализ станковой сюжетной композиции монтажного типа с точки зрения системного подхода на примере работ известных художников прошлого и произведений современных авторов, в том числе обучающихся художественных школ и вузов. Станковая сюжетная композиция монтажного типа исследована с позиций системного подхода, выявлены закономерности построения станковой композиции как системы через инструменты системного подхода. Использование этих закономерностей в обучении станковой композиции как детей, так и взрослых способно привести к качественно новому уровню усвоения знаний и приобретению навыков. Описаны принципы работы над станковой сюжетной композицией (в том числе и монтажной) с применением системного подхода в рамках обучения изобразительному искусству. Доказано, что композиция – целая система, всегда предполагающая замкнутость и завершенность, а ее элементы всегда фиксированы. Все элементы композиции связаны единством смыслов, без которого композиция невозможна. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания в единое целое. Практическая значимость исследования просматривается в области преподавания композиции в художественных и общеобразовательных школах, профильных вузах и ссузах.
Ключевые слова: системный подход, системный анализ, система, станковая сюжетная композиция монтажного типа, элементы композиции, композиционная структура, анализ композиционных структур
Библиография:
1. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 273 с.
2. Иванов С. А. Методы изучения культуры: учеб. пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. 76 с.
3. Левицкая И. А. Особенности системного подхода в методологии педагогического исследования. Системные требования: Microsoft World. URL: http://mino.esrae.ru/pdf/2012/1%20Sp/727.doc (дата обращения: 03.10.2020).
4. Круглова Л. К. Теория культуры. Введение в теорию культуры: учеб. пособие: 2-е изд. СПб.: СПГУВК, 2009. 96 с.
5. Система. Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0 (дата обращения: 17.10.2020).
6. Изобразительное искусство. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Композиция_(изобразительное_искусство) (дата обращения: 17.10.2020).
7. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. Т. 2. 263 с.
8. Композиция. Большая советская энциклопедия. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/163707 (дата обращения: 19.10.2020).
9. Голубева О. Л. Основы композиции: учеб. пособие: изд. 2-е. М.: Искусство, 2004. 120 с.
10. Ростовцев Н. Н. Рисунок. Живопись. Композиция: учеб. пособие для студентов худ.-граф. факультетов. М.: Просвещение, 1989. 215 с.
11. Лазарев С. П. Композиция: графическо-живописная композиция: метод. рекомендации. Томск: Изд-во ТГПУ, 2014. 32 с.
12. Щемеров И. А., Лазарев С. П. Методика преподавания принципов формообразования для слушателей краткосрочных курсов по графическому дизайну на примере формальной монтажной композиции // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. № 8. С. 169–176.
13. Дёмин В. Н. Илья Глазунов. Вечная Россия (Сто веков) // Литературная Россия. 1999. № 47. URL: http://www.tanais.info/art/glazunov1more.html (дата обращения: 21.12.2020).
14. Чирков В. Ф., Галыгина О. М. Сибирская неоархаика: сб. материалов. Новокузнецк: «F1», 2011. 124 с.
15. Кулайская культура. Путешествие к истокам истории загадочного народа таежного края Западной Сибири. Томск: Д-Принт, 2018. 256 с.
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 72 — 85
Скачиваний: 621