ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ, УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА «СЕМЕЙНЫЙ ТЬЮТОР»
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-107-115
Рост требований к современному педагогу диктует, чтобы на этапе профессионального обучения студенты имели возможность погружаться в педагогическую реальность и в ней формировать необходимые профессиональные компетенции. Такое погружение позволит не только повысить качество подготовки педагога, но и внести изменения в «традиционное» вузовское обучение, обеспечить необходимую практикоориентированность профессионального образования. Цель исследования – выявить изменения в формировании профессиональных компетенций студентов, участвующих в проекте «Семейный тьютор». Изменения выявлялись в ходе анкетирования, самооценки и интервьюирования студентов. Материалом исследования послужили данные проекта «Семейный тьютор», поддержанного Фондом Тимченко и реализуемого в течение 2019–2021 гг. на базе ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко». В ходе исследования при помощи листа самооценки и анкетирования был выявлен рост уровня сформированности профессиональных компетенций студентов-тьюторов. Для определения факторов роста со студентами было проведено интервью. Оно показало, что рост профессиональных компетенций в основном определяется регулярным общением с ребенком и родителями, участниками проекта, участием в проведении диагностических мероприятий по выявлению личностных проблем ребенка, осуществлением комплексного анализа факторов, в том числе связанных с психологическим здоровьем, ведущих к появлению рисков, во взаимоотношениях педагога, ребенка, семьи и пр. На основе выявленных факторов внесены корректировки в «традиционный» образовательный процесс. Исследование показало, что участие студентов в проекте способствует формированию профессиональных компетенций, позволяет получить студентами-тьюторами опыт профессиональной деятельности непосредственно в реальных условиях и, соответственно, повысить практикоориентированность образования.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, студенты-тьюторы, неблагополучная семья
Библиография:
1. Мирошниченко А. А., Иванова Н. П., Штыкова Л. А. Научно-практическое обоснование проекта «Семейный тьютор» // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 5. С. 51–57.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
3. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / под редакцией Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 416 с.
4. Давыдов В. В., Андронов В. П. Психологические условия происхождения идеальных действий // Вопросы психологии.1979. № 5. С. 40–54.
5. Олиференко Л. Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства. М., 1998. 202 с.
6. Галагузова М. А. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2001. 416 с.
7. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. М.: Дрофа, 2005. 254 с.
8. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. 2-е изд., доп. М.: Юрайт, 2019. 386 с. (Авторский учебник) // ЭБС Юрайт. URL: https://urait.ru/bcode/427494 (дата обращения: 07.03.2021).
9. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования URL: http://fgosvo.ru/news/1/1642 (дата обращения: 07.03.2021).
10. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: учебник. М.: ИНФРА М, 2006. 768 с.
11. Мерзлякова Д. Р., Мирошниченко А. А. Влияние на безопасность труда профессионального выгорания и депрессии, их комплексная профилактика // Безопасность труда в промышленности. 2020. № 8. С. 68–73.
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ
Страницы: 107 — 115
Скачиваний: 575