ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-55-63
Образование педагога в области безопасности жизнедеятельности должно соответствовать и отвечать вызовам, которые современное общество предъявляет педагогическим кадрам. Актуальность темы исследования определяется требованиями современного образования, которое прежде всего должно иметь своей основной целью всестороннее личностное развитие. Оно стимулирует у людей современного общества формирование такого поведенческого типа, который обеспечивает безопасность их поведения в различных сферах. Рассматриваются проблемы подготовки бакалавра в отрасли безопасности жизнедеятельности на основании методологических подходов, используемых в системе уровневого высшего педагогического образования. При выявлении целей и задач образования в сфере безопасности жизнедеятельности учитываются национальные интересы, государственная политика в сфере образования, социальный и экономический потенциал страны. Признается необходимость формирования единого образовательного пространства Российской Федерации в сфере безопасности жизнедеятельности. Подчеркивается, что педагогическое образование в сфере безопасности жизнедеятельности остается важной подсистемой отечественного высшего педагогического образования и, развиваясь, должно соответствовать и отвечать вызовам и условиям, которые диктуются педагогическим кадрам в современных условиях. Отмечается, что проблему подготовки бакалавров в сфере безопасности жизнедеятельности определяет существование множества противоречий в современной педагогической теории и практике вузов. На основании этого выявляется необходимость построения принципиально эффективной системы предметно-профильной подготовки преподавателей в сфере безопасности жизнедеятельности. Проанализированы понятия «экологическая безопасность», «экологическая опасность», «фактор экологической опасности» и «риск», также рассмотрены причины современной экологической нестабильности в России. Доказано, что целью экологического образования с учетом концепции устойчивого развития России является формирование условий для развития культуры экологической безопасности личности, наделенной определенными качествами. На примере реализации образовательных программ в школах города Томска показано, что ежегодная работа, направленная на формирование знаний основ экологической безопасности у школьников и студентов, дает положительную динамику.
Ключевые слова: педагогическое образование, высшее образование, бакалавры, экологическая безопасность, непрерывное образование, безопасность жизнедеятельности, студенты
Библиография:
1. Шершнев Л. И. Роль и место образовательной области БЖД в российском образовании // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2008. № 9. С. 34, 38.
2. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97368/ (дата обращения: 11.02.2021).
3. Образцов П. И., Виленский В. Я., Уман А. И. Технологии профессионально ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / под ред. В. А. Сластёнина. М.: Педагогическое общество России, 2004. 192 с.
4. Мугуев Г. И. Формирование целостного образовательного пространства на основе внедрения системы непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 2. С. 37–41.
5. Поликарпов В. С. Философия безопасности / отв. ред. Ю. Г. Волков. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 168 с.
6. Шмаль А. Г. Факторы экологической опасности и экологические риски. Бронницы: МП «ИКЦ БНТВ», 2010. с. 129.
7. Якиманская И. С. Обработка данных психолого-педагогического эксперимента: учебное пособие. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. 64 с.
8. Непрерывное педагогическое образование. Вып. XVI: Теоретические основы многоуровневого естественно-научного педагогического образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 205 с.
9. Бояров Е. Н., Абрамова С. В. Методологические основы подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6.
10. Ивин А. А. Основы социальной философии: учеб. пос. для вузов. М.: Высш. шк., 2005. 440 с.
11. Грязева А. А., Синогина Е. С., Дутнефтер А. П. Волонтерская деятельность как фактор профессионального становления студентов педагогического вуза // Вестник НЦБЖД. Казань, 2019. С. 12–19.
12. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 400 с.
13. Михайлов Л. А., Русак О. Н., Соломин В. П. и др. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Л. А. Михайлова. М.: Академия, 2009. 288 с.
14. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92097/ (дата обращения: 23.02.2021)
15. Абрамова С. В., Бояров Е. Н. и др. Реализация компетентностного подхода в структуре образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности» в условиях модернизации современного образования / Инновационные технологии в образовании: теория и практика. Красноярск: Науч.-инновац. центр, 2011. Кн. 3. С. 310–354.
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 55 — 63
Скачиваний: 612