Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2021/ Год Выпуск №3 АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Румбешта Елена Анатольевна, Жукевич Елизавета Игоревна, Власова Анна Алексеевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-206-212

Информация об авторе:

Румбешта Елена Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: erumbeshta@mail.ru Жукевич Елизавета Игоревна, магистрант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: liza.zhukevich@mail.ru Власова Анна Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: aav@tspu.edu.ru

Ставится проблема развития познавательной деятельности школьников и активного ее применения. Развитие данного вида деятельности требует специальных методов и определенной организации уроков, что в настоящее время недостаточно разработано. На примере конкретной разработки урока физики показано, что вовлечение школьников в решение проблем на уроке и применение комплекса методов и приемов, позволяющих их решить, активизируют мыслительную деятельность и когнитивные способности. Анализируется, как можно организовать эвристическую беседу при проведении проблемных уроков и какие типы вопросов использовать в рамках беседы. Приведены конкретные количественные данные о развитии познавательного интереса учащихся 7-го и 8-го классов: уровень участия в эвристической беседе, усложнение характера вопросов, готовность к рефлексии и саморазвитию.

Ключевые слова: познавательная деятельность, способы активизации обучения, проблемный урок, эвристическая беседа, оценка активизации познавательной деятельности

Библиография:

1. Пурышева Н. С., Исаев Д. А. Актуальные проблемы школьного физического образования в Российской Федерации // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 8–15. DOI 10.26170 / po 20-06-01

2. Власова А. А., Швалёва Т. В. Развитие мотивации к изучению физики в 5-х классах // Преподавание естественных наук, математики и информатики в вузе и школе: сб. материалов VII Международной научнометод. конф. (29–30 октября 2014 г.). Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2014. С. 271–273.

3. Долгова Н. Н. Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/08/21/formy-i-metody-povysheniya-uchebnoy-motivatsii-uuchashchikhsya (дата обращения: 10.03.2021).

4. Яшкова Л. А. Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе использования проблемных ситуаций // Инновационная наука. 2016. № 2. С. 168–172.

5. Носова М. Н. Развитие мотивации к изучению физики у учащихся старших классов с помощью информационных технологий. URL: https://kopilkaurokov.ru/fizika/prochee/stat-ia-razvitiie-motivatsii-k-izuchieniiu-fiziki-u-uchashchikhsia-starshikh-klassov-s-pomoshch-iu-informatsionnykh-tiekhnologhi (дата обращения: 2.03.2021).

6. Сысоева В. А. Мотивация деятельности учащихся на уроках физики и создание условий для их развития. URL: https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/11/07/motivatsiya-deyatelnosti-uchashchikhsya-na-urokakhfiziki-i (дата обращения: 27.02.2021).

7. Румбешта Е. А., Сергеева М. А. Освоение обучающимися начальной школы умения задавать вопросы как основы обучения решению проблем // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 3 (25). С. 67–73.

8. Румбешта Е. А., Ткачёв А. М. Использование домашних опытов для развития мотивации учащихся основной школы к изучению физики // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 4 (32). С. 17–26.

9. Румбешта Е. А. Опыт применения смешанного обучения в преподавании физики для развития мотивации обучающихся и активного освоения предмета // Инновационные технологии в сфере профессионального образования: опыт и перспективы / под ред. С. И. Поздеевой, Л. Г. Смышляевой. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2020. С. 24–39.

10. Малахова Е. И. Формирование методов и приемов аналитико-синтетической деятельности как компонента метапредметного содержания образования // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8173 (дата обращения: 23.03.2021).

11. Трегубова Н. Е. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики // Молодой ученый. 2014. № 18 (77). С. 652–655. URL: https://moluch.ru/archive/77/13258/ (дата обращения: 14.03.2021).

12. Дауров А. А. Применение новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. 2007. № 3. С. 276–279. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-novyh-informatsionnyh-tehnologiy-vuchebno-vospitatelnom-protsesse-sredney-obscheobrazovatelnoy-shkoly/viewer (дата обращения: 20.03.2021).

rumbeshta_e._a._206_212_3_37_2021.pdf ( 375.29 kB ) rumbeshta_e._a._206_212_3_37_2021.zip ( 366.94 kB )

Выпуск: 3, 2021

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 206 — 212

Скачиваний: 1394

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ