СОВМЕСТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-40-48
Организация профессиональной подготовки студентов в вузе ориентирована на социальные запросы общества и обусловлена теми требованиями, которые предъявляются к учителю начальных классов. В рамках профессиональной подготовки акцент делается на ее методическую составляющую, в основе которой – вовлечение будущего учителя в процесс построения собственного образования, осознанное отношение к овладению профессией. Целью исследования является рассмотрение такого способа вовлечения будущих учителей начальных классов в процесс собственной методической подготовки, как совместное проектирование урока. В качестве материалов изучения были использованы работы, посвященные рассмотрению вопросов организации профессиональной подготовки будущих учителей и их дальнейшей профессиональной деятельности. На базе Алтайского государственного педагогического университета был проведен опрос студентов «Моя методическая подготовка», который позволил определить понимание будущими учителями начальных классов собственной подготовки и своей роли в ней. Результаты анализа проведенного опроса показали, что наибольшую значимость студенты придают разработке уроков, при этом для них важно быть включенными в эту деятельность, а не просто получить методическую информацию. На основе полученных данных, а также с учетом специфики организации совместной деятельности в процессе методической подготовки будущих учителей начальных классов были разработаны и реализованы различные варианты совместного проектирования уроков в рамках дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературному чтению»: совместное проектирование с преподавателем, совместное проектирование в парах и совместное проектирование в группах. Подробно рассмотрен вариант совместного проектирования в парах на примере организации деятельностной игры «Совместное проектирование: разработчик и эксперт». Участники игры в течение нескольких недель взаимодействовали друг с другом, создавая, анализируя и корректируя конспект урока. Совместное проектирование уроков позволяет вовлечь будущих учителей в процесс собственной методической подготовки, сделав его более осознанным, рефлексивным и методически открытым.
Ключевые слова: совместное проектирование, методическая подготовка, будущие учителя начальных классов, совместная деятельность, деятельностная игра
Библиография:
1. Граничина О. А. Реализация идей устойчивого развития в начальном образовании // Вестник Герценовского ун-та. 2011. № 6. С. 10–13.
2. Немцев И. А. Внедрение идей и принципов устойчивого развития в российское образование // Современное образование. 2014. № 4. С. 23–50. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=13524 (дата обращения: 28.02.2021).
3. Крутова И. А., Кириллова Т. В. Методическая подготовка будущих учителей физики к решению профессиональных задач // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 1 (15). С. 92–99.
4. Яковлева Е. В. Современные подходы к организации обучения студентов в вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 8 (197). С. 163–168.
5. Беккер Дж. Образование по системе свободных искусств и наук: ответ на вызовы XXI в. // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 33–61. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-4-33-61
6. Никитина Л. А., Поздеева С. И. Учебник по методике – средство организации профессиональной методической деятельности будущего учителя начальной школы // Начальная школа. 2016. № 5. С. 71–75.
7. Шишкин Ф. Т. Методическая подготовка студентов-физиков педагогических вузов в современных условиях // Наука и школа. 2008. № 3. С. 14–17.
8. Моргачева Н. В. Требования к содержанию методической подготовки будущего учителя естествознания // Педагогический журнал. 2017. Т. 7, № 2А. С. 50–61.
9. Тимофеева З. М. Диагностика сформированности творческих компонентов методической компетентности и методического мышления будущего преподавателя географии // Известия Дагестанского гос. пед. ун-та. Психолого-пед. науки. 2016. Т. 10, № 1. С. 97–104.
10. Современные проблемы непрерывного педагогического образования / под науч. ред. А. А. Веряева, И. Р. Лазаренко. Барнаул: АлтГПУ, 2018. 346 с.
11. Тумашева О. В. Методическая подготовка будущего учителя: погружение в профессиональную реальность // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 63–70.
12. Игна О. Н. Уровни методической готовности будущих и практикующих учителей иностранного языка // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 6 (171). С. 103–105.
13. Прохорова И. К. Актуальные проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 1 (23). С. 130–138.
14. Никитина Л. А. Организация совместной образовательной деятельности – предмет методической подготовки будущего учителя начальной школы в условиях инновационного развития образования // Вестник АлтГПУ. 2017. № 3 (32). С. 29–35.
15. Прозументова Г. Н., Ковалевская Е. Н. Школа совместной деятельности. Изменение содержания образования. Томск: UFO-рress, 2000. 236 с.
16. Прозументова Г. Н., Сорокова Л. А. Анализ и оценка студентами классического университета // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 4 (10). С. 30–39.
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 40 — 48
Скачиваний: 646