МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-4-25-32
Актуализируется проблема обеспечения непрерывности образовательной деятельности в педагогической системе общего образования с целевым ориентиром на учебную самостоятельность обучающихся. В условиях дискретности российской образовательной системы этап перехода школьника из начальной школы в основную школу определяется автором как стратегически важный период в решении обозначенной проблемы, заключающийся в создании на переходном этапе общего образования комплекса организационно-педагогических условий, рассматриваемых как совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательной деятельности, направленной на непрерывное развитие учебной самостоятельности обучающихся. Научная новизна исследования, проведенного автором, заключается в разработке модели реализации организационно-педагогических условий непрерывного развития учебной самостоятельности обучающихся, включающей концептуальный, содержательно-деятельностный и результативный модули. Особенностью авторской модели является интеграция функциональных блоков, которые взаимодействуют друг с другом посредством разработанных механизмов и инструментов реализации и показывают, какие организационно-педагогические условия должны быть выполнены, чтобы задачи были решены и функции, описываемые блоками, осуществились. Цель статьи заключается в описании модели реализации организационно-педагогических условий непрерывного развития самостоятельности обучающихся в учебной деятельности на этапе перехода из начальной школы в основную школу. В результате экспериментальной проверки модели доказано, что выявленный автором комплекс организационно-педагогических условий (управленческих, методических, проектировочных, технологических) обеспечивает непрерывность учебной самостоятельности школьника при его переходе с начального на основной уровень общего образования. Исследование проводилось методом естественного эксперимента в рамках опытно-экспериментальной работы, результаты которой подтверждены статистическими данными. Статья предназначена для исследователей, специалистов в области педагогики, педагогов-практиков, студентов педагогических вузов.
Ключевые слова: учебная самостоятельность, организационно-педагогические условия (управленческие, методические, проектировочные, технологические), модель
Библиография:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ред. И. А. Сафронова, М. П. Антонова. М.: Просвещение, 2014. 48 с.
2. Орешкина А. К. Методологические основы преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования: дис. … д-ра пед. наук. М., 2009. 504 с.
3. Стецевич М. Ю. Педагогическое обеспечение преемственности в освоении школьниками нравственных ценностей: дис. … кан. пед. наук. Москва, 2015. 228 с.
4. Котлярова Т. С. Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников: дис. … кан. пед. наук. Омск, 2016. 227 с.
5. Исаева М. М. Педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников в учебной деятельности: дис. … кан. пед. наук. Махачкала, 2009. 182 с.
6. Юшкевич Е. В. Педагогическое сопровождение саморазвития учащихся основной школы: дис. … кан. пед. наук. Великий Новгород, 2020. 213 с.
7. Москалева Р. Н. Реализация принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики: дис. … кан. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 211 с.
8. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2005. 208 с.
9. Бочаров С. Н. Особенности проектирования управленческих механизмов // Ползуновский вестник. 2005. № 2. С. 35–40.
10. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8–14.
11. Косикова С. В. Программа непрерывного развития учебной самостоятельности школьника как система условий преемственности начального и основного уровней общего образования // Вестник ОГПУ. 2018. № 3 (27). С. 244–258.
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Страницы: 25 — 32
Скачиваний: 617