О ЗНАЧЕНИИ ПРАКТИКУМОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-4-76-82
Рассматривается совокупность требований, предъявляемых к педагогу общеобразовательной школы в формате профессиограммы педагога, в контекстах ресурсов образовательной практики педагогического вуза, направленных на формирование профессиональной компетентности выпускника. Цель исследования – обобщить опыт и представить модельное видение авторского психолого-педагогического практикума как рассредоточенного курса подготовки будущего педагога. Материалом исследования выступили: результаты анкетирования обучающихся педагогического вуза выпускных курсов и педагоги базовых школ Томского государственного педагогического университета, а также разработанный автором психолого-педагогический практикум. На основе данных анкетирования определены ресурсы развития содержания педагогического образования, в качестве одного из механизмов решения задачи актуальной профессиональной подготовки будущих педагогов предлагается психолого-педагогический практикум. На основе анализа научно-педагогической литературы и опыта подхода к реализации психолого-педагогического практикума избран формат практико-ориентированной организации курса, основанный на сочетании нескольких вариантов учебной деятельности (учебная деятельность по изучению теоретических сведений, учебное моделирование, проектирование и конструирование, учебное взаимодействие и самостоятельная работа в период педагогической практики), описана логика распределения учебного материала на вариативный и инвариантный модули. Психолого-педагогический практикум как элемент создания практико-ориентированной образовательной среды позволяет осуществить внутреннюю взаимосвязь между предметными, психолого-педагогическими и методическими курсами, способствуя формированию педагогически значимых качеств выпускника педагогического вуза.
Ключевые слова: профессиограмма педагога, профессиональные компетенции, психолого-педагогический практикум, моделирование, проектирование, конструирование
Библиография:
1. Кузьмина Н. В., Жаринов Н. М., Жаринова Е. Н. Акмеологические технологии высшего образования / под ред. А. Н. Сивака. СПб.: Центр стратегических исследований, 2016. 410 с.
2. Сластёнин В. А. Профессионализм педагога: акмеологический подход // Сибирский пед. журн. 2006. № 4. С. 13–23.
3. Тонконогая Е. П., Кричевский В. Ю., Груданов Е. В. и др. Профессиограмма директора школы // Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ / под ред. Е. П. Тонконогой. М., 2007. С. 85–93.
4. Щенникова С. В., Юденкова И. В. Изучение эффективных технологий повышения у студентов педагогического вуза компетентности в сфере общения // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 1 (32). С. 131–133.
5. Юденкова И. В., Щенникова С. В. К вопросу о реализации практико-ориентированного подхода в условиях педагогического вуза // Приволжский научный вестник. 2014. № 8-2 (36). С. 97–99.
6. Белкин А. С., Силина С. Н. Профессиографический мониторинг подготовки специалиста в системе высшего педагогического образования. Шадринск, 1999. Вып. 4. 20 с.
7. Сергеев Н. К. Личность учителя как интегральная цель непрерывного педагогического образования // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. / под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. С. 324–330.
8. Фролов А. Г. Профессиограмма педагога // Школа науки. 2018. № 10. С. 52–62.
9. Палагина С. Н. Компетентностный подход в российском образовании и его влияние на деятельность преподавателя // Развитие творческого потенциала личности и повышение профессиональной культуры педагога: материалы Междунар. научно-практ. конф. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. С. 50–53.
10. Подымова Л. С., Духова Л. И., Ларина Е. А., Шиян О. А. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластёнина. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 224 с.
11. Курочкина И. А., Шахматова О. Н. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. 226 с.
12. Психолого-педагогический практикум / авт.-сост. А. К. Быков. М.: ТЦ Сфера, 2006. 128 с.
13. Сотникова М. С. Роль активной самооценочной деятельности в формировании мотивации к саморазвитию у студентов педагогического вуза // Проблемы современного образования. 2018. № 3. С. 53–58.
14. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе. М.: Логос, 2012. 447 с.
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 76 — 82
Скачиваний: 634