ПРОБЛЕМЫ АБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-5-41-46
Анализируется современное состояние проблемы абилитации детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние десятилетия число детей, подвергшихся кохлеарной имплантации, значительно выросло. Исследуются методы и приемы работы в системе коррекционного воздействия на глухих детей с кохлеарным имплантом, применяющиеся в Российской Федерации. Целью изучения является анализ представленного в научной литературе опыта сопровождения детей с кохлеарным имплантом, а также обозначение проблемы реализации данного направления в регионах. Приводится информация, подтверждающая специфику развития детей, перенесших кохлеарную имплантацию. Определена на уровне региона проблема, которая затрудняет процесс формирования словесной речи у детей с кохлеарным имплантом. Приводятся данные анкетирования родителей, воспитывающих детей с кохлеарным имплантом, проживающих в городах Томске и Северске, по вопросам абилитации детей данной категории и обозначаются варианты направлений деятельности специалистов.
Ключевые слова: дети с кохлеарным имплантом, абилитация, коррекционно-педагогическая помощь, психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеарного имплантирования, региональные условия
Библиография:
1. Баулина М. Е. Сравнительный анализ очного и заочного интернет-консультирования родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 3. С. 67–78.
2. Янов Ю. К. Состояние и перспективы развития кохлеарной имплантации в России // Тезисы докладов Все-российского конгресса по кохлеарной имплантации «Кохлеарная имплантация как метод реабилитации инвалидов по слуху». СПб., 2010. С. 9.
3. Левин С. В., Пудов Н. В., Сугарова С. Б. Дистанционная настройка речевых процессоров у пациентов после кохлеарной имплантации // Тезисы докладов Всероссийского конгресса по кохлеарной имплантации «Кохлеарная имплантация как метод реабилитации инвалидов по слуху». СПб., 2010. С. 18.
4. Королева И. В. Коррекционная помощь детям раннего возраста с нарушением слуха: слухопротезирование и развивающие занятия: учебно-метод. пособие. СПб., 2021. 184 с.
5. Королева И. В. Помощь детям с нарушением слуха: руководство для родителей и специалистов. СПб., 2016. 304 с.
6. Тарасова Н. В. Комплексное сопровождение детей после кохлеарной имплантации в центре оториноларингологии: дис. … канд. пед. наук. М., 2010. 211 с.
7. Шматко Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 6. С. 16–25.
8. Сатаева А. И. Кохлеарная имплантация как средство помощи глухим людям // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. № 1. С. 55–63.
9. Малофеев Н. Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология. 2001. № 5. С. 3–11. URL: https://docplayer.ru/40376751-Perspektivyrazvitiya-v-rossii-uchebnyh-zavedeniy-dlya-detey-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami-n-n-malofeev.html (дата обращения: 10.03.2021).
10. Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Реабилитация детей с кохлеарным имплантатом как способ содействия естественному развитию слухового восприятия, общения и речи // Вестник оториноларингологии. 2018. № 83 (2). С. 26–29.
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 41 — 46
Скачиваний: 623