Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2021 Год Выпуск №5 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРУДНОСТЕЙ ОВЛАДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С БИЛИНГВИЗМОМ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРУДНОСТЕЙ ОВЛАДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С БИЛИНГВИЗМОМ

Медведева Елена Юрьевна, Уромова Светлана Евгеньевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2021-5-58-66

Информация об авторе:

Медведева Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (ул. Ульянова, 1, Нижний Новгород, Россия, 603005). E-mail: medvedeva4278@yandex.ru Уромова Светлана Евгеньевна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (ул. Ульянова, 1, Нижний Новгород, Россия, 603005), учитель МКОУ «Школа-интернат VIII вида № 71» (ул. Культуры, 91, Нижний Новгород, Россия, 603005). E-mail: somur76@mail.ru

Представлен теоретический обзор проблемы билингвизма как одного из факторов, определяющих специфические трудности усвоения русского языка обучающимися начальной школы. Рассмотрены лингвистические аспекты двух языковых систем: русского языка и татарского языка, занимающего второе место по степени распространенности в Нижегородской области. Произведена попытка объективно оценить причины трудностей овладения закономерностями русского языка на основе сравнительного анализа состава татарской и русской грамматики. Приведены примеры, касающиеся наличия закона сингармонизма в татарском языке, описаны различия грамматического строя речи в двух языках, проанализированы сходства синтаксической системы, сформулированы выводы.

Ключевые слова: обучающиеся, билингвизм, сингармонизм, интерференция, татарский язык, грамматические отношения, словоизменение, словообразование

Библиография:

1. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. М.: Высш. шк., 1989. С. 5–14.

2. Верещагин Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М.: Изд-во Московского ун-та, 1969. 224 с.

3. Бочкарева Т. А. Билингвизм как комплексная научная проблема // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2019. № 12. С. 190–195.

4. Михайлов М. М. О разновидностях двуязычия // Двуязычие и контрастивная грамматика. Чебоксары, 2017. С. 15–23.

5. Бакшиханова С. С. Диагностика дефектов речи в условиях двуязычия: психолингвистический аспект. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ун-та, 2018. 143 с.

6. Гончарова В. А. Особенности нарушений письменной речи у младших школьников при двуязычии // Логопедия. 2017. № 3(9). С. 22–26.

7. Цейтлин С. Н., Чиршева Г. Н., Кузьмина Т. В. Освоение языка ребенком в ситуации двуязычия. СПб.: Златоуст, 2015.

8. Ткаченко Д. А., Родин Ю. И. О месте и значении психомоторной функции в формировании навыка письма у детей с общим недоразвитием речи // Вестник Мининского ун-та. 2020. Т. 8, № 3. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1118 (дата обращения: 06.05.2021).

9. Филатова И. В., Каштанова С. Н. Особенности письма младших школьников, находящихся в билингвальных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-4. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_40387592_25134713.pdf (дата обращения: 08.05.2021).

10. Гавранек Б. К проблематике смешения языков // Новое в лингвистике. 2018. Вып. 6. С. 60–63.

11. Жлуктенко Ю. А. Лингвистические аспекты двуязычия. М., 1974. С. 45–50.

12. Мухаева З. А. Говор татар и башкир Пермского края: этнолингвистические особенности // Языковая толерантность как фактор эффективности языковой политики: материалы Междунар. научно-практ. конф. Пермь: Типография купца Тарасова, 2017. 76 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25701840 (дата обращения: 03.05.2021).

13. Газизов Р. С. Сопоставительная грамматика татарского и русского языков / под ред. Ф. С. Фасеева. Казань: Татарское кн. изд-во, 2016. 364 с.

14. Шакирова Л. З., Бакеев М. К. Методика русского языка в 4–8 классах татарской школы. Казань: Татарское кн. изд-во, 2019. 238 с.

medvedeva_e._y._58_66_5_39_2021.pdf ( 383.11 kB ) medvedeva_e._y._58_66_5_39_2021.zip ( 373.99 kB )

Выпуск: 5, 2021

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 58 — 66

Скачиваний: 965

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ