Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 17.07.2025
Главная Выпуски журнала 2021 Год Выпуск №5 ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ТИПОВЫХ ЗДАНИЯХ МОСКОВСКИХ ШКОЛ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ТИПОВЫХ ЗДАНИЯХ МОСКОВСКИХ ШКОЛ

Виноградова Ирина Анатольевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2021-5-93-101

Информация об авторе:

Виноградова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур, НИИ урбанистики и глобального образования, Московский городской педагогический университет (2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226). E-mail: vinogradovaia@mgpu.ru

Системное исследование образовательной среды предоставляет возможность выявления точек роста и дефицитов при проектировании и развитии образовательной среды. Инструменты, предполагающие ее комплексное изучение, могут быть представлены физическими, психодидактическими и социальными компонентами. Рассматриваются результаты исследования образовательной среды в школьных зданиях трех типовых проектов (проект серии МЮ, проект 65-426/1, проект И-1577А) в контексте обогащенности образовательного процесса, разнообразия форм и методов преподавания и содержания образовательного процесса. На основе проведенного исследования было выявлено, что в образовательных целях редко используется пространство рекреаций, школьных музеев и библиотек, отсутствует возможность трансформации учебного пространства, основной ресурс школьной территории заключается в использовании пришкольной территории как спортивной площадки в урочное и внеурочное время, для исследованной выборки характерен кабинетный тип организации, что «диктует» реализацию форматов обучения, характерных для классно-урочной системы, имеются ограничения для организации проектного обучения.

Ключевые слова: обогащенность образовательного процесса, образовательная среда, психодидактические параметры образовательной среды, разнообразие форм и методов преподавания, содержание образовательного процесса, школьная инфраструктура

Библиография:

1. Титце В., Дитрих И., Греннер К., Ханиш А., Маркс Ю. Оценка и развитие качества дошкольного образования / под ред. С. Фирникель (пер. с нем.). М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. С. 32.

2. Environment Rating Scales Institute. URL: https://ersi.info/ (дата обращения: 29.06. 2021).

3. Learning environments evaluation programme (LEEP). URL: https://www.oecd.org/education/LEEP-Brochure-OECD.pdf (дата обращения: 29.06. 2021).

4. Pianta La Paro, Hamre Classroom. Assessment Scoring System. 2005. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Classroom-assessment-scoring-system.-Pianta-Paro/e31b10264d8f8bc5425e61ee4ac48ce6f43ea8bf (дата обращения: 29.06.2021).

5. Rating the Learning Space Rating System. Version 1. 2014. URL: https://ru.scribd.com/doc/206757707/Rating-the-Learning-Space-Rating-System-206757707 (дата обращения: 29.06.2021).

6. Tietze W., Roßbach H.-G., Stendel M., Wellner B. Hort-und Ganztagsangebote-Skala (HUGS)- Cornelsen Verlag Scriptor GmbH & Co. KG, Berlin-Düsseldorf-Mannheim. 2007. 66 р.

7. Луминен Х., Римпеля М., Тарвайнен Э. Cookbook 2.0. Рецепты современного дизайна образовательной среды. Finnish Education Group – FEG Oy, 2018. 106 с.

8. Руководство по строительству эффективных школьных зданий в Германии. URL.: https://documents.vsemirnyjbank.org/ru/publication/documents-reports/documentdetail/635211533070806689/%D0%A0%-D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%BF%D0%BE-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83-%D1%8D%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B2-%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 29.06.2021).

9. Barrett P., Treves A., Shmis T., Ambasz D., Ustinova M. The Impact of School Infrastructure on Learning: A Synthesis of the Evidence. International Development in Focus. Washington, DC: World Bank. 2018. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/30920 (дата обращения 29.06.2021).

10. Blyth A. Upgrading School Buildings in Mexico with Social Participation The Better Schools Programme. URL: https://alastair-blyth.com/wp-content/uploads/2012/10/mexico-schools-report-blyth.pdf (дата обращения: 30.06.2021).

11. Blyth A. Modernising Secondary School Buildings in Portugal. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/content/publication/9789264128774-en (дата обращения: 29.06.2021).

12. Bernard J. A place to learn: Lessons from research on learning environments. Monreal: UNESCO. URL.: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/a-place-to-learn-lessons-from-research-on-learning-environments-2012-en.pdf (дата обращения: 29.06. 2021).

13. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2019. 448 с.

14. Технология оценки образовательной среды школы: учебно-метод. пособие для школьных психологов / под ред. В. В. Рубцова, И. М. Умановской. М.: Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 256 с.

15. Панов В. И. Становление субъектности учащегося и педагога. Экопсихологическая модель. М.: Нестор – История, 2018. 304 с.

16. Ivanova E.V., Vinogradova I. A. Scales SACERS: results of the study of the educational environment of Moscow schools // European Journal of Contemporary Education. 2018. № 7 (3). Р. 498–510.

17. Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов 2018–2019. URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/04/15/1178142809/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B8%CC%86%20%D0%B8%D0%BD%D1%84%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B%202018-2019_2019-04-12.pdf (дата обращения: 06.06.2021).

18. Пинская М. А., Ушаков К. М. Эффективная школа // Директор школы. 2014. № 7. С. 18–23.

19. Ястребов Г. А., Пинская М. А., Косарецкий С. Г. Использование контекстных данных в системе оценки качества образования: опыт разработки и апробация инструментария // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 90–127.

20. Виноградова И. А., Иванова Е. В. Исследование представлений студентов о влиянии образовательной среды вуза на формирование профессиональных компетенций в педагогической деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2020. № 5. С. 111–120.

21. Маякова Е. В., Виноградова И. А. Проектирование школьной среды для развития soft skills обучающихся // Тенденции развития образования: как спланировать и реализовать эффективные образовательные реформы: материалы XVII ежегодной Междунар. научно-практ. конф. М., 2020. С. 138–145.

22. Виноградова И. А., Иванова Е. В., Нестерова О. В. Система оценки эффектов редизайна пространств образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. С. 143. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26650 (дата обращения: 06.06.2021).

23. Иванова Е. В., Виноградова И. А. Оцениваем учебное пространство школы: физические критерии образовательной среды // Методист. 2020. № 8. С. 4–8.

24. Иванова Е. В., Виноградова И. А., Нестерова О. В., Маякова Е. В. Школы с разным индексом качества образовательной среды: результаты исследования с использованием шкалы SACERS // Вестник Том. гос. пед. ун-та (TSPU Bullеtin). 2020. № 1 (207). С. 7–15.

vinogradova_i._a._93_101_5_39_2021.pdf ( 387.19 kB ) vinogradova_i._a._93_101_5_39_2021.zip ( 378.04 kB )

Выпуск: 5, 2021

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 93 — 101

Скачиваний: 1159

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ