ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА КАК СТРАТЕГИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-5-148-155
Рассматривается проблема актуализации личностно ориентированных подходов в системе высшего музыкального образования как стратегия, обусловленная вызовами современной мировой культуры. Отмечается, что сегодня профессиональной средой, помимо исполнительских навыков, востребованы способность к саморазвитию, самоактуализации, самостоятельному выбору стратегий творческого развития, адаптивные и коммуникативные умения и навыки. Конструирование преподавателем и студентом совместно индивидуальной профессионально-творческой траектории развития музыканта-исполнителя оценивается как способ достижения этих целей. Предпринята попытка экспликации понятия «индивидуальная профессионально-творческая траектория развития» студента музыканта-исполнителя как синтез профессионально-творческих компетенций и наличия навыков softskills. Предлагаются возможные подходы к достижению выдвинутых образовательных целей посредством создания социально-педагогических условий, таких как первичная диагностика музыкально-исполнительского уровня студента, создание «образовательно-творческих ситуаций», развитие вузом интегрированных форматов обучения, организация всех видов практик в контексте индивидуальной траектории развития, самостоятельная работа студента как инструмент актуализации процесса формирования компетенций. Рассматриваются и анализируются особенности подготовки музыканта-исполнителя с точки зрения выстраивания динамики процесса обучения как движения от «субъект-объектных» к «субъект-субъектным» взаимодействиям в диаде «преподаватель – студент», в основу которой положен принцип студентоцентрированности образовательного процесса. Предложены и охарактеризованы возможные стратегии выстраивания образовательного процесса, ядром которого выступает персонализация и самоактуализация творческого потенциала музыканта-исполнителя, развитие в подготовке студента мотивации к самоорганизации, самообразованию, саморазвитию, направленность на продуктивную адаптацию в профессиональной среде, что предполагает интеграцию профессионально-исполнительских навыков и навыков softskills, единство сохранения отечественных традиций музыкального образования и открытость динамике инновационных образовательных стратегий.
Ключевые слова: музыкальное образование, индивидуальная профессионально- творческая траектория развития студента, компетентностный подход, субъективность, навыки softskills, образовательная среда вуза
Библиография:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020). URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (дата обращения: 20.02.2021).
2. Сазонов Б. А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения // Высшее образование в России. 2020. № 6. С. 35–50.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство: Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.08.2017 г. № 730. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/530302_B_3_23082017.pdf (дата обращения: 20.02.2021).
4. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
5. Фишман Б. Е. О субъектности студента вуза в образовательной деятельности // Высшее образование в России. 2019. № 5. С. 145–154.
6. Мухаметзянова Ф. Г., Мифтахов И. И. Феномен субъектности студента в психологии // Казанский пед. журн. 2013. № 4. С. 126–130.
7. Бахтизин Р. Н., Баулин О. А., Мазитов Р. М., Шайхутдинова Н. А. Трансформация системы подготовки специалистов в условиях перехода на ФГОС 3++ // Высшее образование в России. 2019. № 5. С. 104–110.
8. Зеленкова Е. В. Творческое мышление музыканта: специфика развития в процессе профессиональной подготовки // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2(51). С. 207–209.
9. Сучкова А. Е. Индивидуализация обучения в высшей школе в контексте гуманитарной образовательной парадигмы // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. СПб.: Свое издательство, 2015. С. 158–160. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9164/ (дата обращения: 27.02.2021).
10. Бахтизин Р. Н., Баулин О. А., Мазитов Р. М., Шайхутдинова Н. А. Трансформация системы подготовки специалистов в условиях перехода на ФГОС 3++ // Высшее образование в России. 2019. № 5. С. 104–110.
11. Леушин И. О., Леушина И. В. Некоторые проблемы организации самостоятельной работы студентов в техническом вузе // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 51–56.
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 148 — 155
Скачиваний: 542