Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2021 Год Выпуск №5 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА КАК СТРАТЕГИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА КАК СТРАТЕГИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Крючкова Нина Владимировна, Первушина Ольга Васильевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2021-5-148-155

Информация об авторе:

Крючкова Нина Владимировна, профессор кафедры народных инструментов и оркестрового дирижирования, декан музыкального факультета, Алтайский государственный институт культуры (ул. Юрина, 277, Барнаул, Россия, 656055). E-mail: Kruchkova-nina@yandex.ru Первушина Ольга Васильевна, кандидат культурологии, доцент кафедры художественной культуры и декоративно-прикладного творчества, Алтайский государственный институт культуры (ул. Юрина, 277, Барнаул, Россия, 656055). E-mail: agaki-pervushina@yandex.ru

Рассматривается проблема актуализации личностно ориентированных подходов в системе высшего музыкального образования как стратегия, обусловленная вызовами современной мировой культуры. Отмечается, что сегодня профессиональной средой, помимо исполнительских навыков, востребованы способность к саморазвитию, самоактуализации, самостоятельному выбору стратегий творческого развития, адаптивные и коммуникативные умения и навыки. Конструирование преподавателем и студентом совместно индивидуальной профессионально-творческой траектории развития музыканта-исполнителя оценивается как способ достижения этих целей. Предпринята попытка экспликации понятия «индивидуальная профессионально-творческая траектория развития» студента музыканта-исполнителя как синтез профессионально-творческих компетенций и наличия навыков softskills. Предлагаются возможные подходы к достижению выдвинутых образовательных целей посредством создания социально-педагогических условий, таких как первичная диагностика музыкально-исполнительского уровня студента, создание «образовательно-творческих ситуаций», развитие вузом интегрированных форматов обучения, организация всех видов практик в контексте индивидуальной траектории развития, самостоятельная работа студента как инструмент актуализации процесса формирования компетенций. Рассматриваются и анализируются особенности подготовки музыканта-исполнителя с точки зрения выстраивания динамики процесса обучения как движения от «субъект-объектных» к «субъект-субъектным» взаимодействиям в диаде «преподаватель – студент», в основу которой положен принцип студентоцентрированности образовательного процесса. Предложены и охарактеризованы возможные стратегии выстраивания образовательного процесса, ядром которого выступает персонализация и самоактуализация творческого потенциала музыканта-исполнителя, развитие в подготовке студента мотивации к самоорганизации, самообразованию, саморазвитию, направленность на продуктивную адаптацию в профессиональной среде, что предполагает интеграцию профессионально-исполнительских навыков и навыков softskills, единство сохранения отечественных традиций музыкального образования и открытость динамике инновационных образовательных стратегий.

Ключевые слова: музыкальное образование, индивидуальная профессионально- творческая траектория развития студента, компетентностный подход, субъективность, навыки softskills, образовательная среда вуза

Библиография:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020). URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (дата обращения: 20.02.2021).

2. Сазонов Б. А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения // Высшее образование в России. 2020. № 6. С. 35–50.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство: Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.08.2017 г. № 730. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/530302_B_3_23082017.pdf (дата обращения: 20.02.2021).

4. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.

5. Фишман Б. Е. О субъектности студента вуза в образовательной деятельности // Высшее образование в России. 2019. № 5. С. 145–154.

6. Мухаметзянова Ф. Г., Мифтахов И. И. Феномен субъектности студента в психологии // Казанский пед. журн. 2013. № 4. С. 126–130.

7. Бахтизин Р. Н., Баулин О. А., Мазитов Р. М., Шайхутдинова Н. А. Трансформация системы подготовки специалистов в условиях перехода на ФГОС 3++ // Высшее образование в России. 2019. № 5. С. 104–110.

8. Зеленкова Е. В. Творческое мышление музыканта: специфика развития в процессе профессиональной подготовки // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2(51). С. 207–209.

9. Сучкова А. Е. Индивидуализация обучения в высшей школе в контексте гуманитарной образовательной парадигмы // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. СПб.: Свое издательство, 2015. С. 158–160. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9164/ (дата обращения: 27.02.2021).

10. Бахтизин Р. Н., Баулин О. А., Мазитов Р. М., Шайхутдинова Н. А. Трансформация системы подготовки специалистов в условиях перехода на ФГОС 3++ // Высшее образование в России. 2019. № 5. С. 104–110.

11. Леушин И. О., Леушина И. В. Некоторые проблемы организации самостоятельной работы студентов в техническом вузе // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 51–56.

kruchkova_n._v._148_155_5_39_2021.pdf ( 376.48 kB ) kruchkova_n._v._148_155_5_39_2021.zip ( 367.79 kB )

Выпуск: 5, 2021

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 148 — 155

Скачиваний: 1088

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ