Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2021 Год Выпуск №5 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ МОЛОДЫХ ВЗРОСЛЫХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ СОГЛАСОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ ПЛАНОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ МОЛОДЫХ ВЗРОСЛЫХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ СОГЛАСОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ ПЛАНОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ

Карабанова Ольга Александровна, Захарова Елена Игоревна, Старостина Юлия Андреевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2021-5-173-185

Информация об авторе:

Карабанова Ольга Александровна, доктор психологических наук, профессор, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (ул. Моховая, 11, стр. 9, Москва, Россия, 125009). E-mail: okarabanova@mail.ru Захарова Елена Игоревна, доцент, доктор психологических наук, доцент, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (ул. Моховая, 11, стр. 9, Москва, Россия, 125009). E-mail: e-i-z@yandex.ru Старостина Юлия Андреевна, кандидат психологических наук, психолог, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (ул. Моховая, 11, стр. 9, Москва, Россия, 125009). E-mail: star-red@yandex.ru

Формирование жизненных планов в отношении карьеры в профессиональной и семейной сфере составляет задачу развития возрастного периода вхождения во взрослость. Транзитивность современного общества и трансформация института семьи определяют актуальность исследования типов согласования планов современной молодежи в сфере профессии и семьи. Исследована мотивационно-смысловая сфера молодых людей при различных типах согласования ими планов семейной и профессиональной карьер. Выявлены типы согласования карьерных планов в семейной и профессиональной сферах, изучены особенности мотивации при различных типах согласования карьерных планов, смысложизненных ориентаций молодых людей при различных типах согласования карьерных планов. Были использованы авторский опросник «Жизненные планы – семейная и профессиональная карьеры» и методика смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев). Выборку составили 167 студентов в возрасте от 17 до 22 лет. Выделены эмпирические типы согласования планов профессиональной и семейной карьеры (согласованность профессиональной и семейной карьеры при их высокой значимости, эгоцентрация при ориентации на профессиональную карьеру, приоритет семейной карьеры, приоритет профессиональной карьеры, негативное/незаинтересованное отношение к профессиональной и семейной сферам). Выявлены особенности мотивации для профессиональной сферы: возрастание значения социальной востребованности профессии и социального признания при согласованности карьерных планов и приоритет личных интересов при эгоцентрации. Для семейной сферы: возрастание мотивации избегания одиночества и воспитания детей при приоритете семейной карьеры, низкая мотивация воспитания детей – при приоритете профессиональной карьеры, негативном отношении к карьерным планам и эгоцентрации. Согласованность карьерных планов в профессиональной и семейной сфере связана с высокой осмысленностью жизни, переживанием ее наполненности событиями и достижениями.

Ключевые слова: жизненные планы во временной перспективе, профессиональная карьера, семейная карьера, осмысленность жизни, вхождение во взрослость

Библиография:

1. Агафонова В. П. Подходы к пониманию карьеры, ее сущность и особенности // Baikal Research Journal (электронный научный журнал Байкальского гос. ун-та). 2016. Т. 7, № 3. DOI: 10.17150/2411-6262.2016.7(3).21

2. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.

3. Hays S. The Cultural Contradictions of Motherhood. Yale: Yale University Press, 1966. 288 p.

4. Поливанова К. Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7, № 3. С. 1–11. Doi: 10.17759/psyedu.2015070301

5. Захарова Е. И. Условия становления негативного отношения современных женщин к материнской роли // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 1. С. 44–49.

6. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19–26.

7. Пучкова Е. Б., Темнова Л. В., Сорокоумова Е. А., Курносова М. Г. Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 5. С. 27–36.

8. Крутько И. С., Чаликова О. С. Профессиональная идентичность и виды карьерных ориентаций // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2016. Т. 9, № 4. С. 5–12.

9. Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материале социологических исследований) М.: ЦСП и М, 2014. 560 с.

10. Дидковская Я. В. Социокультурный анализ профессионального самоопределения и карьеры молодежи. Екатеринбург: УрФУ, 2011. 172 с.

11. Ибарра Э., Обретая Я. Неординарные стратегии, изменяющие карьеру. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. 237 с.

12. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 398 с.

13. Erikson E. H. The Life Cycle Completed. N.Y.; London, 1982. 108 p.

14. Marcia J. E. Identity and Psychosocial Development in Adulthood // Identity. 2002. Vol. 2, is. 1. P. 7–28. DOI: 10.1207/S1532706XID0201_02

15. Life-Span Developmental Psychology: Normative Life Crises / ed. by N. Datan, L. H. Ginsberg. Elsevier, 2013. 321 p.

16. Martsinkovskaya T. The Dynamics Of Identity In The Information And Tran-sitive Space // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Future Academy (online). 2019. № 114. Р. 356–364.

17. Орестова В. Р. Формирование личностной идентичности. М.: МААН, 2005. 135 с.

18. Исаева Д. А. К вопросу о соотношении личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости // Казанская наука. 2012. № 9. С. 312–318.

19. Коньшина Т. М., Пряжников Н. С., Садовникова Т. Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков: ценностно-смысловой аспект // Вестник Московского ун-та. Серия 14: Психология. 2018. № 3. С. 37–59.

20. Havighurst R. J. Human development and education. Longmans, 1953. 338 р.

21. Москвичева Н. Л., Реан А. А., Костромина С. Н., Гришина Н. В., Зиновьева Е. В. Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 3. C. 5–18. DOI: 10.17759/pse.2019240301

22. Карабанова О. А., Молчанов С. В. Семейные факторы в формировании родительских установок у студенческой молодежи на этапе вхождения во взрослость // Национальный психол. журнал. 2017. № 2 (26). C. 92–97.

23. Бурменская Г. В., Алмазова О. В., Карабанова О. А., Захарова Е. И., Долгих А. Г., Молчанов С. В., Садовникова Т. Ю. Эмоционально-смысловое отношение девушек к материнству // Консультативная психология и психотерапия. 2018. T. 26. C. 46–64.

24. Karabanova O. A., Almazova O. V., Burmenskaya G. V., Molchanov S. V., Sadovnikova T. Yu., Zakharova E. I., Dolgikh A. G. Assumptions As A Basis For Attitude Forming To Mother’s Position In Girls // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, Future Academy (online). 2018. № XLIII. P. 634–642.

25. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность. М.: МОСУ, 2001. 256 с.

26. Пряжников Н. С., Александрова Ю. Ю., Румянцева Л. С. Статусы идентичности в профессиональном самоопределении // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2018. № 3 (55). C. 64–77.

27. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.

28. Crumbaugh J. C., Maholick L. T. An experimental study in existentialism: The psychometric approach to Frankl’s concept of noogenic neurosis // Journal of Clinical Psychology. 1964. Vol. 20. P. 589–596.

karabanova_o._a._173_185_5_39_2021.pdf ( 439.9 kB ) karabanova_o._a._173_185_5_39_2021.zip ( 427.06 kB )

Выпуск: 5, 2021

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 173 — 185

Скачиваний: 1042

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ