Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2021 Год Выпуск №5 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФЕНОМЕНА СИНЕСТЕЗИИ ПРИ ОСВОЕНИИ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФЕНОМЕНА СИНЕСТЕЗИИ ПРИ ОСВОЕНИИ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Морнов Константин Алексеевич, Мирошниченко Евгения Витальевна, Шмонина Наталья Ивановна

DOI: 10.23951/2307-6127-2021-5-222-231

Информация об авторе:

Морнов Константин Алексеевич, кандидат педагогических наук, доцент, Братский государственный университет (ул. Макаренко, 40, Братск, Россия, 665709). E-mail: Mornov.KA1983@yandex.ru Мирошниченко Евгения Витальевна, кандидат психологических наук, доцент, Братский государственный университет (ул. Макаренко, 40, Братск, Россия, 665709). E-mail: Eva.miroshnichenko.72@mail.ru Шмонина Наталья Ивановна, старший преподаватель, Братский государственный университет (ул. Макаренко, 40, Братск, Россия, 665709). E-mail: Natalya-shmonina@yandex.ru

Рассматривается проблема разработки и апробации комплекса мнемотехнических приемов «Синестет» в рамках внедрения в образовательный процесс школ и вузов учебного курса «Основы мнемотехники». Проблема обучения мнемотехникам является актуальной для отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки и образовательной практики, так как воспроизведение большого количества учебной (научной) информации требует использования ресурсов памяти обучающихся, а на фоне имеющегося дефицита специальных методик и техник запоминания данный процесс становится неэффективным. Теоретической основой исследования являются работы в области нейропсихологии, психофизиологии, нейропедагогики, нейродидактики. Особое внимание уделено изучению феномена синестезии. Результатом внедрения комплекса мнемотехнических приемов «Синестет» является развитие у обучающихся умения и готовности активизировать визуальную, аудиальную и кинестетическую память при восприятии, сохранении, переработке и воспроизведении учебной информации. Высокие результаты достигают обучающиеся, которые проявляют творческую активность и создают персональные системы более рациональной работы памяти на основе учета особенностей функционирования собственной модальности внутреннего опыта (репрезентативной системы).

Ключевые слова: нейропсихология, нейродидактика, мнемотехники, синестезия, синестетические способности, модальность внутреннего опыта, обучающиеся

Библиография:

1. Куликова О. В. Нейродидактический подход как фактор повышения качества обучения иноязычному профессиональному общению // Вестник МГЛУэ 2014. № 14 (700). С. 107–114.

2. Подлиняев О. Л. Эффективная память. 7-е изд., испр. и доп. Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2014. 200 с.

3. Челпанов Г. И. Что такое мнемоника? Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. 658 с.

4. Матюгин И. Ю., Рыбникова И. К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. Волгоград: Учитель, 2000. 61 с.

5. Зиганов М. А., Козаренко В. А. Мнемотехника (техника запоминания на основе визуального мышления). М.: Школа рационального чтения, 2000. 304 с.

6. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста). М.: Эйдос, 1994. 102 с.

7. Джемс У. Память // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. 325 с.

8. Cytowic R. E. Eagleman D. M. Wednesday is Indigo Blue: Discovering the Brain of Synesthesia (with an afterword by Dmitri Nabokov). Cambridge: MIT Press, 2009. Р. 320.

9. Алексеева А. В. Синестезия в искусствознании. Специфика интерпретации термина // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3 / под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: НП-Принт, 2013. С. 363–367.

10. Заиченко А. А., Картавенко М. В. Синестезия – феноменология, виды, классификации // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. № 3. С. 48–60.

11. Прокофьева Л. П. Синестезия в современной научной парадигме // Известия Саратовского ун-та. 2010. № 1. С. 3–10.

12. Gray J. A., Parslow D. M., Brammer M. J., Chopping S., Vythelingum G. N., Fytche D. H. Evidence Against Functionalism from Neuroimaging of the Alien Colour Effect in Synaesthesia // Cortex. 2006. Vol. 42, is. 2. Р. 317.

mornov_k._a._222_231_5_39_2021.pdf ( 455.24 kB ) mornov_k._a._222_231_5_39_2021.zip ( 444.13 kB )

Выпуск: 5, 2021

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 222 — 231

Скачиваний: 1021

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ