Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 20.07.2025
Главная Выпуски журнала 2021 Год Выпуск №6 ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ВИДЫ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ВИДЫ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ

Ломовская Софья Анатольевна, Потей Людмила Витальевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2021-6-64-75

Информация об авторе:

Ломовская Софья Анатольевна, студент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: xxx_sofi_xxx@mail.ru Потей Людмила Витальевна, педагог-психолог, МАОУ СОШ № 37 г. Томска (ул. С. Лазо, 22, Томск, Россия, 634063). E-mail: poteylv@vtomske.ru

В последнее десятилетие доля молодежи среди населения России заметно сократилась. Тем не менее эта социальная группа и ее досуговая деятельность представляют особый интерес для исследований, нацеленных на выявление хобби и увлечений современных молодых людей и их связь с аддиктивным поведением. Рассматривается содержательная составляющая понятия «досуговая деятельность» в молодежной среде. Отмечается наличие противоречий в использовании синонимичных понятий «досуг» и «свободное время». Характеризуются принципиальные различия между понятиями «досуг», «хобби» и «увлечение». Затронут вопрос связи современных хобби и увлечений молодежи с развитием кибераддиктивного поведения. Приводятся результаты исследования, проведенного среди школьников г. Томска, о выявлении интересов современной молодежи и наличии/отсутствии или предрасположенности подростковой группы к интернет-зависимости в связи с их досуговой деятельностью. Выявлено, что практически половина респондентов не имеет конкретного хобби. Установлено, что с более высокой вероятностью появление кибераддикции свойственно тем, у кого нет хобби вовсе, а также тем, чья досуговая деятельность является пассивной. Выявлена широкая распространенность увлечения социальными сетями и компьютерными играми у школьников г. Томска, при этом у более чем половины респондентов отмечена предрасположенность к интернет-зависимому поведению, а у пятой части опрошенных кибераддиктивное поведение уже сформировано.

Ключевые слова: досуговая деятельность, хобби, увлечения, молодежь, свободное время, пассивный и активный досуг, кибераддикция

Библиография:

1. Анушина А. С. Хобби как способ досугового времяпрепровождения молодежи // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 2 (42). С. 295–300.

2. Кабадейцева О. В. Эволюция понятия «досуг молодежи» в истории социологических концепций // Russian Journal of Education and Psychology. 2011. № 3. С. 14.

3. Щепеткова И. О. Досуг как научная категория: разнообразие подходов к изучению // Дискуссия. 2015. № 6 (58). С. 121–128.

4. Краткий словарь по социологии / под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М., 1988. С. 60.

5. Минц Г. И. Свободное время: желаемое и действительное. М.: Мысль, 1978. 64 с.

6. Владимирова А. П. Труд и рекреация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей: тез. докл. республиканской межвуз. науч. конф. Гродно, 1992. Ч. II. С. 152.

7. Ломовская С. А., Синогина Е. С. Особенности досуга современной молодежи // Материалы международного научно-образовательного форума «Воспитание как стратегический национальный приоритет». Екатеринбург, 2021. Ч. 4. С. 158–161.

8. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социокультурной деятельности. М., 1995. С. 38.

9. Понукалина О. В. Социальное конструирование представлений о досуге у молодежи // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 137–142.

10. Чухарев В. С., Рогач О. В. Исследование отношения студенческой молодежи к активному и пассивному досугу // Новое поколение. 2018. № 15. С. 190–196.

11. Понукалина О. В. Виртуальная «Цивилизация досуга» российской провинции // Вестн. Челябинского гос. ун-та. 2008. № 33. С. 80–87.

12. Шелехов И. Л., Гадельшина Т. Г. Аддиктивные состояния: учеб.-метод. комплекс. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. 332 с.

13. Смирнова А. А., Захарова Т. Ю., Синогина Е. С. Киберугрозы безопасности подростков // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 99–107.

14. Захарова Т. Ю., Синогина Е. С., Смирнова А. А. Влияние кибераддикции на характеристики внимания подростков // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 106–112.

15. Ломовская С. А., Васильева Д. С. Роль виртуальной реальности в воспитании личности // Материалы IХ Международной научно-практической конференции «Профессиональное образование: проблемы и достижения». Томск: Изд-во ТГПУ, 2019. С. 115–119.

16. Захарова Т. Ю., Синогина Е. С., Манина А. П. Исследование кибераддикции у подростков с помощью опросных психодиагностических методов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 209–219.

17. Коптева Н. В. Онтологическая уверенность при разной выраженности интернет-зависимого поведения // Сибирский психологический журнал. 2017. № 65. С. 6–21

lomovskaya_s._a._64_75_6_40_2021.pdf ( 560.59 kB ) lomovskaya_s._a._64_75_6_40_2021.zip ( 548.13 kB )

Выпуск: 6, 2021

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Страницы: 64 — 75

Скачиваний: 1029

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ