СТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ЭТНОПЕДАГОГИКИ НА ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ: КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-6-162-177
Рассматриваются процессы развития народной педагогики и формирования этнопедагогики. Изучены ключевые моменты истории становления этнопедагогических принципов обучения и воспитания, способствовавшие формированию этнопедагогики как самостоятельной науки. В настоящий момент в педагогике представлено достаточное количество сведений, свидетельствующих о поэтапном течении этих процессов. В силу анализа узкого аспекта развития народной педагогики и этнопедагогики, чаще применительно к контексту их формирования на территории России, теряется их общий план становления, что подчеркивает актуальность настоящего исследования. Описан процесс формирования этнопедагогики со времен развития дородового общества первобытнообщинного строя (400–35 тыс. лет до н. э.), когда началось становление корневых педагогических принципов. Определены умения, навыки, обучение которым было полезно не только для выживания, но и создания объектов культурного наследия до Нового (конец XVIII – 1917 г.) и Новейшего времен (1917 г. – настоящее время), в которые многие этнопедагогические принципы трансформировались, поскольку произошло понимание необходимости изучения подрастающими поколениями не только родной культуры, но и культур других народов, проживающих на одной территории, с тем что-бы их совместное сосуществование строилось на чувствах уважения и заботе друг о друге. Выделены принципы этнопедагогики (трудовой принцип, принцип семейственности, преемственности воспитания и обучения, традиционности, природосообразности, игровой принцип, принцип нравственности, культуросообразности и др.) и на основе анализа истории их становления сделан вывод о том, что они являются основой успешного функционирования и развития современной отечественной системы просвещения, особенной чертой которой служит ориентация образования на этнокультурное обучение и воспитание.
Ключевые слова: народная педагогика, этнопедагогика, принципы обучения и воспитания
Библиография:
1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974. 376 с.
2. Нездемковская Г. В. Зарождение и развитие этнопедагогики России. М., 2011. 390 с.
3. Нездемковская Г. В. Зарождение и развитие этнопедагогики // Вестн. Томского гос. ун-та. 2009. № 325. С. 157–163.
4. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. В. Я. Струминского. М.: Учпедгиз, 1954. Т. 2. 735 с.
5. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. М.: Педагогика, 1988–1990. Т. 2. 492 с.
6. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 2 т. / под ред. А. М. Еголина. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. Т. 2. 659 с.
7. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974 г. 288 с.
8. Рачинский С. А. Народная педагогика / сост. и предисл. И. Ушакова; отв. ред. О. А. Платонов. М.: Русская цивилизация, 2019. 624 с.
9. Анкваб М. Ф. Выдающиеся идеи основоположников народной педагогики // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). Казань: Бук, 2016. С. 248–252.
10. Бережнова Л. Н., Набок И. Л., Щеглов В. И. Этнопедагогика: учеб. для студ. учреждений высшего профессионального образования. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2013. 240 с.
11. Варенова Т. В. Краткая история педагогики: учеб. пособие. Минск: Асар, 2004. 256 с.
12. Джуринский А. Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 432 с.
13. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учебное пособие для пед. учеб. заведений / под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Сфера, 2001. 512 с.
14. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. 603 с.
15. Конфуций (Сборник изречений Конфуция и тексты памятников конфуцианской педагогической мысли) / сост. и авт. предисл. В. В. Малявин. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 176 с.
16. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности / под ред. Г. К. Баммеля. М.: Соцэкгиз, 1935. 384 с.
17. Волков Г. Н. Этнопедагогика как педагогика национального спасения // Сибирский педагогический журнал. 2004. № 1. С. 194–198.
18. Коменский Я. А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 656 с.
19. Локк Дж. Мысли о воспитании / пер. с англ. А. Басистова. М., 1913. 238 с.
20. Руссо Ж. Ж. Педагогические сочинения / под ред. Г. Н. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. М., 1981. Т. 1. 683 с.
21. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. В. Л. Ротенберг, В. М. Кларина. М.: Педагогика, 1981. Т. 1. 336 с.
22. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1965. 240 с.
23. Макаренко А. С. С любовью и тревогой: сборник / сост., авт. вступ. ст. и примеч. А. К. Романовский, А. Т. Губко. Киев: Изд-во Укр. с.-х. акад., 1989. 365, [2] с.
24. Макаренко А. С. Собрание сочинений: в 7 т. 2-е изд. М., 1957. Т. 7. 583 с.
Выпуск: 6, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 162 — 177
Скачиваний: 689