Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2021 Год Выпуск №6 ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Черникова Тамара Васильевна, Сокальский Эдуард Александрович, Болучевская Валентина Викторовна, Шутова Ольга Игоревна

DOI: 10.23951/2307-6127-2021-6-178-189

Информация об авторе:

Черникова Тамара Васильевна, доктор психологических наук, доцент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет (проспект имени В.И. Ленина, 27, Волгоград, Россия, 400066). E-mail: tamara@vspu.ru Сокальский Эдуард Александрович, старший преподаватель, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова (ул. А. С. Пушкина, 11, Элиста, Республика Калмыкия, Россия, 358000). E-mail: sokalskieduard@mail.ru Болучевская Валентина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, Волгоградский государственный медицинский университет (площадь Павших Борцов, 1, Волгоград, Россия, 400131). E-mail: boluchevskaya@yandex.ru Шутова Ольга Игоревна, кандидат психологических наук, доцент, Волгоградский государственный медицинский университет (площадь Павших Борцов, 1, Волгоград, Россия, 400131). E-mail: shoi1984@mail.ru

В российских вузах из года в год увеличивается контингент студентов из дальнего и ближнего зарубежья. Это свидетельствует не только о престиже российской системы высшего образования, но и о налаживании добрососедских, партнерских отношений. В этой связи проблема успешной адаптации иностранных студентов рассматривается с точки зрения укрепления международного статуса государства в целом. Две стороны адаптации, психологическая и социально-культурная, изучены у 397 иностранных студентов из вузов юга России. Использовалась экспресс-диагностика, разработанная на основе адаптированного варианта методики А. Л. Свенцицкого «Самооценка психологической адаптивности» и шкалы «Социальная приверженность стране», «Культурная приверженность стране» из опросника С. В. Фроловой. Для статистической обработки данных применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Психологическая и социокультурная адаптация рассматривалась в соотношении «изоляция – идентификация» (В. И. Слободчиков). Согласно полученным результатам, студенты из дальнего зарубежья продемонстрировали низкую психологическую адаптивность при высоких притязаниях на успешность социально-культурной адаптации. Помощь в ее достижении со стороны преподавателей университетов будет особенно действенна тогда, когда они будут сочетать академическую работу с решением проблем образовательного и профессионального, а также социального и коммуникативного содержания. Студенты из соседних стран продемонстрировали взаимосвязанный набор требований к успешной социокультурной адаптации, сосредоточив внимание на социальных связях и соблюдая дистанцию в области культуры. В связи с этим особо значима работа педагогов по обеспечению положительной динамики межкультурных отношений с привлечением традиций межнационального добрососедства на территории южного региона России. Материалы проведенного исследования востребованы системой повышения квалификации преподавательского состава, учитывающей разницу в культурной дистанции иностранных студентов.

Ключевые слова: академическая адаптация, этнокультурные особенности, зарубежные студенты, психологическая адаптивность, социально-культурная адаптация

Библиография:

1. Latypov Z., Ziyatdinov A., Demidova L., Gerasimov V., Zaostrovtseva M. The problem of adaptation of foreign students studying in Russian universities // Revista ESPACIOS. 2017. Vol. 38, № 56. P. 27–34.

2. Антропологический подход в развитии воспитания и социализации детей и молодежи / под ред. В. К. Рябцева. М.: ИИДСВ РАО, 2019. 487 с.

3. Апасова М. В., Кулагина И. Ю., Апасова Е. В. Условия адаптации иностранных студентов в вузах // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9, № 4. С. 129–137.

4. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Саратов: Вузовское образование, 2014. 390 с.

5. Фролова С. В. Приверженность личности стране: социально-психологический анализ. Саратов: Издательский центр «Наука», 2019. 370 с.

6. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2010. 350 с.

7. Черникова Т. В., Болучевская В. В. Адаптация иностранных студентов в вузах России и Казахстана: конструирование и апробация программы экспресс-диагностики // Теоретические и прикладные аспекты современной психологической науки. Атырау: Х. Досмұхамедов атындағы Атырау университеті баспасы, 2020. С. 96–102.

8. Федотова В. А., Жданова С. Ю. Адаптация студентов из Индии и арабских стран к образовательному пространству российских вузов // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 2. С. 96–106.

9. Pavlova О. S., Minazova V. M., Khukhlaev O. E. Religious identity of Muslim students (based on the study of youth, living in the Chechen republic) // Cultural-Historical Psychology. Vol. 12, № 4. P. 90–99.

10. Gapsalamov A. R., Gallуamova Z. V., Zakirova O. V., Ibragimova E. R., Tarasova E. R., Tirigulova R. Kh. Foreign students’ adaptation to the social and educational environment of a small city as a condition of undergraduate // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences: 2nd International Forum on Teacher Education. London: Future Academy, 2016. P. 404–410.

chernikova_t._v._178_189_6_40_2021.pdf ( 1.05 MB ) chernikova_t._v._178_189_6_40_2021.zip ( 1.01 MB )

Выпуск: 6, 2021

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 178 — 189

Скачиваний: 1021

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ