Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2021 Год Выпуск №6 ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ В ДИСКУРСИВНОЙ ПРАКТИКЕ: ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ В ДИСКУРСИВНОЙ ПРАКТИКЕ: ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Корытова Алена Игоревна, Корытова Галина Степановна

DOI: 10.23951/2307-6127-2021-6-210-224

Информация об авторе:

Корытова Алена Игоревна, аспирант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: alyona-korytova@yandex.ru Корытова Галина Степановна, доктор психологических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: gkorytova@yandex.ru

Представлен теоретико-исторический обзор исследований общих и специальных способностей, осуществленных в отечественной научной психологии. Анализируются трудности, связанные с определением понятий «способности» и «одаренность». Обозначено понимание природы творческих способностей и креативности. Рассматриваются психологическая сущность и специфика литературной деятельности как научного феномена. Дана характеристика литературно-художественным способностям как внутреннему психологическому регулятору личности. Показано, что способности в области литературного творчества напрямую соотносятся с художественным типом одаренности, обладающим как одинаковыми, имманентными иным видам одаренности качествами, так и своеобразными характеристиками, рознящими их с другими проявлениями способностей.

Ключевые слова: способности, общие способности, специальные способности, творческие способности, литературные способности, литературно-художественные способности, литературная одаренность, психология искусства, психология литературного творчества, личность писателя

Библиография:

1. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007. 368 с.

2. Светличная Л. В. Психология способностей. М.: Российский университет транспорта, 2017. 148 с.

3. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Проблемы индивидуальных различий. М.: МГУ, 1961. С. 9–20.

4. Рубинштейн С. Л. Основы психологии. М.: Питер, 2015. 705 с.

5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003. 377 с.

6. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 444 с.

7. Карпов А. В., Ященко Е. Ф. Психология способностей. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 383 с.

8. Платонов К. К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. 312 с.

9. Ященко Е. Ф. Психология и педагогика. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. 269 с.

10. Шадриков В. Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. 1985. № 5. С. 38–46.

11. Шадриков В. Д. Способности и интеллект человека. М.: Современный гуманитарный университет, 2004. 188 с.

12. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект-Пресс, 2007. 283 с.

13. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. М.: Молодая гвардия, 2003. 95 с.

14. Корытова А. И., Корытова Г. С. Литературные способности: проблема психодиагностики и разработки методов эмпирического исследования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 1 (23). С. 28–37.

15. Корытова А. И., Корытова Г. С. Литературные способности: история изучения и структурно-феноменологические основания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 8 (197). С. 196–204.

16. Корытова А. И., Корытова Г. С. Литературные способности и одаренность как феномен психологии творчества писателя // Психология способностей и одаренности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. В. А. Мазилова. Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2019. С. 425–428.

17. Корытова Г. С. Структура защитного и совладающего поведения в профессиональной деятельности педагогических работников // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 112–117.

18. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т. 1. 328 с.

19. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 508 с.

20. Корытова А. И., Корытова Г. С. Профессионально значимые качества личности писателя: историко-хронологические диспозиции исследований // Комплексные исследования человека: Психология: материалы VII Сибирского психологического форума. Томск: ТГУ, 2017. С. 108–112.

21. Корытова А. И., Корытова Г. С. Феномен литературно-художественного творчества в понимании представителей позитивного направления современной научной психологии // Психологическое пространство личности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Томск: ТГПУ, 2020. С. 75–82.

22. Корытова А. И., Корытова Г.С. Феноменология бессознательного в литературно-художественном творчестве // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 47–58.

23. Корытова А. И. Роль эмоций и чувств в творческой деятельности писателя // Всероссийский фестиваль науки NAUKA 0+: XXIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование». Томск: ТГПУ, 2020. С. 50–56.

24. Корытова А. И., Корытова Г. С. Литературная одаренность: проблемы верификации и диагностики в школьном детстве // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения: материалы Всерос. науч.-метод. конф. Иркутск, 2018. С. 55–66.

25. Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. М.: Таланты-XXI века, 2004. 493 с.

26. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. 431 с.

27. Ковалев А. Г. Психология литературного творчества. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1960. 136 с.

28. Ягункова В. П. Индивидуально-психологические особенности школьников, способных к литературному творчеству // Вопросы психологии. 1964. № 4. С. 136–202.

29. Бэррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 153–159.

30. Короленко В. Г. Собрание сочинений. Л.: Художественная литература, 1989. 590 с.

31. Корытова Г. С. Внутренняя картина здоровья и социальные представления о нем студентов педагогического вуза // Сибирский психологический журнал. 2012. № 46. С. 131–143.

32. Корытова А. И., Корытова Г. С. Психология литературного творчества как научное направление: этап становления (последняя треть XIX – первая половина XX в.) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 11 (176). С. 162–169.

33. Корытова А. И., Корытова Г. С. Предметная специфика и история становления психологии литературного творчества // Образование в этнополикультурной среде: состояние, проблемы, перспективы: материалы VII Междунар. молодежного научно-культурного форума. Томск: ТГПУ, 2017. С. 200–203.

34. Корытов И. В., Корытова Г. С. Дифференциация и индивидуальный подход в обучении высшей математике студентов технического вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 4 (169). С. 33–41.

35. Маранцман В. Г. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М.: Просвещение, 1977. 206 с.

36. Грифцов Б. А. Психология писателя. М.: Художественная литература, 1988. 462 с.

37. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970. 653 с.

38. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976. 224 с.

39. Пузырев А. В. Некоторые проблемы психологии литературного творчества // Язык и мышление поэта и писателя: материалы XIII Междунар. науч. конф. Ульяновск: Ульяновский гос. ун-т, 2013. С. 72–100.

40. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 2011. 302 с.

41. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Academia, 2002. 317 с.

korytova_a._i._210_224_6_40_2021.pdf ( 400.61 kB ) korytova_a._i._210_224_6_40_2021.zip ( 388.45 kB )

Выпуск: 6, 2021

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 210 — 224

Скачиваний: 981

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ