СИНХРОННЫЕ И АСИНХРОННЫЕ ФОРМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И КУРСОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-6-103-113
Предлагается анализ феноменов дистанционного и электронного обучения. Представлены этапы становления технологии дистанционно организованного учебного процесса. Анализируется уровень сформированности ИКТ-компетенций учителей, студентов педагогических вузов, обучающихся общеобразовательных организаций. Рассмотрены вопросы оперативного (онлайн) и отложенного во времени (офлайн) сопровождения деятельности педагогов, связанной с проведением и участием в ИКТ-проектах в рамках собственной профессиональной деятельности. Работа основана на реальном опыте осуществления проектов на территории Алтайского края в 2012–2018 гг. Описывается опыт сопровождения проектов и курсов по формированию ИКТ-компетенций, в том числе моделей организации оперативного консультирования учителей средствами чат-ботов, специализированных групп в социальных сетях, сайтов с форумами и др. Рассмотрены вопросы онлайн-сопровождения офлайн-организованного учебного процесса студентов, что соответствует осуществлению и поддержке какого-либо предметного курса обучения. Материал базируется на опыте преподавания в период локдауна, связанного с пандемией новой коронавирусной инфекции. Введены понятия вертикально и горизонтально организованной распределенной поддержки, рассмотрены различные способы и методы ее осуществления. Описывается авторская технология организации дистанционных курсов повышения квалификации учителей по тематике внедрения ИКТ в образовательный процесс. Указывается, что при организации сопровождения дистанционных и очно-дистанционных проектов и курсов наиболее оптимальным является использование комбинации синхронного и асинхронного вида коммуникации.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, дистанционные технологии обучения, онлайн- и офлайн-коммуникация
Библиография:
1. Тарасова Н. В., Пастухова И. П., Пестрикова С. М. Как влияет сейчас и повлияет в перспективе перевод образовательного процесса в дистанционный режим на образовательные результаты. URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/803-tarasova-ekspertiza (дата обращения: 25.06.2021).
2. Андрианова Г. А., Хуторской А. В. Творчество в дистанционном образовании // Тезисы доклада на конференции «RELARN-98». 1998. URL: http://web.archive.org/web/20070927051614/; http://www.relarn.ru:8080/conf/conf98/rep103.html (дата обращения: 25.06.2021).
3. Андрианова Г. А. Инновационные формы деятельности Центра дистанционного образования «Эйдос»: человекосообразный ракурс // Вестн. Института образования человека. 2012. № 2. URL: https://eidos-institute.ru/journal/2012/200/Eidos-Vestnik2012-210-Andrianova.pdf (дата обращения: 04.06.2021).
4. Список информационных ресурсов образовательного назначения в информационно-коммуникационной сети «Интернет», рекомендуемый для использования в образовательном процессе // Сайт министерства образования Нижегородской области. URL: https://minobr.government-nnov.ru/?id=9956.pdf (дата обращения: 04.06.2021).
5. Абдрахманова Г. И., Ковалева Г. Г. ИКТ в школах: о чем говорят цифры? // Народное образование. 2010. № 10. С. 48–51.
6. Половина педагогов оказались не готовы к переходу на дистанционное обучение // Аналитический центр НАФИ. URL: https://nafi.ru/analytics/polovina-pedagogov-okazalis-ne-gotovy-k-perekhodu-na-distantsionnoeobuchenie/ (дата обращения: 07.06.2021).
7. Современный call-центр: взгляд изнутри и снаружи. URL: https://marketing.rbc.ru/research/issue/51830/full_free_download/ (дата обращения: 08.06.2021).
8. Белоус М. Колл-центры в России: технологии, проблемы и перспективы // itWeek. URL: https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=207855 (дата обращения: 09.06.2021).
9. Геймификация в образовании // Наука и жизнь. 2021. URL: https://www.nkj.ru/prtnews/35059/ (дата обращения: 09.06.2021).
10. McKenna L. The Big Idea That Can Revolutionize Higher Education: «MOOC». URL: https://www.theatlantic.com/business/archive/2012/05/the-big-idea-that-can-revol utionize-higher-education-mooc/256926/ (дата обращения: 25.07.2021).
11. Бугайчук К. Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. 2013. № 3. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/187223681.pdf (дата обращения: 25.07.2021).
12. Udhaya Mohan Babu, Kalaiyarasan Ganesan. MOOC-Massive Open Online Course In Teacher Education. URL: https://www.researchgate.net/publication/337927799_MOOC-Massive_Open_Online_Course_In_Teacher_Education (дата обращения: 25.07.2021).
13. Что такое MOOC (Массовые открытые онлайн-курсы). URL: https://etu.ru/ru/on-line-obuchenie/mooc (дата обращения: 25.07.2021).
14. Ушаков А. А. Опыт организации дистанционных курсов по созданию системы управления качеством образования на основе АИС «Cетевой город. Образование» // Инфо-Стратегия 2013: Общество. Государство. Образование. Международная научно-практическая конференция. 30 июня – 3 июля 2013 г.: сб. материалов. URL: http://iktmetod.blogspot.com/2014/04/blog-post_26.html (дата обращения: 25.07.2021).
15. Пеккер П. Л. Причины отсева слушателей при онлайн-обучении // Ценности и смыслы. 2019. № 1 (59). С. 139–151.
Выпуск: 6, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 103 — 113
Скачиваний: 599