ОЦЕНИВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У КУРСАНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ТЫЛА
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-2-105-113
Освещается проблема оценки уровня сформированности компетентности экологической безопасности у курсантов факультета тыла. Задачи разработки методики и измерения компетентности как предмета контроля результатов обучения являются актуальными и в то же время вызывают трудность и в теоретическом, и в практическом плане, так как общепризнанные методы в системе образования отсутствуют. Исследование нацелено на изучение имеющихся в современной педагогике подходов, методов для оценки компетентности экологической безопасности, а также на разработку критериев в соответствии с дублинскими дескрипторами для ее компонентов и описание уровней. Особое внимание уделено интегративному и ассессмент-центр подходам как наиболее значимым для диагностики компетентности экологической безопасности. В соответствии с дублинскими дескрипторами предложены пять главных критериев оценки когнитивного, ценностно-мотивационного и деятельностно-практического компонентов компетентности экологической безопасности. В целях определения динамики развития компетентности выделены и описаны характерные особенности каждого из пяти компонентов на низком, среднем и высоком уровнях. Во-первых, для каждого уровня раскрывается объем и содержание знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мероприятия по сохранению окружающей среды и природных ресурсов. Во-вторых, охарактеризованы такие сущностные индикаторы, как совокупность интересов, целей, потребностей и мотивов, убеждений по обеспечению экологической безопасности. В целом можно сказать, что проблему контроля и оценки качества формирования компетентности экологической безопасности у курсантов возможно решить с применением дублинских дескрипторов.
Ключевые слова: экологическая безопасность, компетентность экологической безопасности, подходы в оценке компетенций, дескрипторы, курсант
Библиография:
1. Саямов Ю. Н. Безопасность человека как глобальная проблема // Международная жизнь. 2021. № 1. С. 44–55.
2. Дубровин Е. Р., Дубровин И. Р. Экологические проблемы деятельности предприятий военно-промышленного комплекса и Министерства обороны Российской Федерации и их решение // Военная мысль. 2021. № 2. С. 66–72.
3. Мамедов Н. М. Экология как фактор социальных и культурных изменений: размышления в Год экологии // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017. № 2 (14). С. 95–103.
4. Васина О. Н., Пономарева О. Н., Шурыгин С. В. Диагностика результатов экологической подготовки в высшем образовании: Методика «Завершение предложений» // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 35–45.
5. Пономарева О. Н., Целыковских А. А., Васина О. Н., Грачев И. И. Контрольно-оценочные материалы эколого-ориентированного содержания образования в высшей военной школе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2016. № 3 (39). С. 220–230.
6. Образцов П. И., Будашева Н. В., Старостина О. А. Модель формирования экологической компетентности у курсантов военного вуза средствами межпредметных связей при изучении физики и экологии // Образование и общество. 2019. № 4 (117). С. 80–89.
7. Пастухова Л. А. Диагностика экологических компетенций у выпускников военных вузов // Армия и общество. 2012. № 2. С. 1–6.
8. Селезнева О. В. Методические аспекты изучения нормативно-правовой базы экологического обеспечения военной деятельности // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 2. С. 2802–2813.
9. Голобоков С. А., Мокеева О. Л. Экологическая безопасность. Применение инновационных методов при изучении дисциплины «Экология» // Вестник военного образования. 2018. № 1 (10). С. 42–47.
10. Шабонов С. А. Проблема формирования экологической ответственности военнослужащих // Известия Саратовского ун-та. 2009. Т. 9, № 1. С. 118–120.
11. Косолапова Л. А., Шеремета Т. В. Использование современных технологий оценивания результативности обучения в вузе в контексте компетентностного подхода // Международный научно-исследоват. журнал. 2016. № 5 (47), ч. 4. С. 63.
12. Хуторской А. В. Современная дидактика: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 2007. 639 с.
13. Моисеева Л. В. Теоретико-методологические основы экологической педагогики // Успехи современного естествознания. 2004. № 7. С. 67–69.
14. Тарханова И. Ю. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета / под. науч. ред. И. Ю. Тархановой. Ярославль. РИО ЯГПУ, 2018. 383 с.
15. Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 14–19.
16. Лопаткин В. М. Интеграционные процессы в региональной системе педагогического образования. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. 162 с.
17. Мухаммадиев Б. Ж. Интегрированный подход в подготовке учителя высшей школы // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2015. С. 335–337.
18. Литвина С. А., Еварович С. А. Ассессмент-центр как технология оценки компетенций персонала в практике государственного управления: учеб. пособие Томск: Томский гос. ун-т, 2013. 104 с.
19. Recommandation du Parlement européen et du Conseil du 23 avril 2008 établissant le cadre européen des certifications pour l’éducation et la formation tout au long de la vie. Annexe II. Descripteurs définissant les niveaux du cadre européen des certifications (CEC) // Journal officiel de l’Union européenne C 111 du 6.5.2008. P. 5–6.
20. Young Jae Kim, Andrea Hetrick, Brian Hoffman Assessment Centers: Theory, Practice and Research. URL: https://www.oxfordbibliographies.com/view/document/obo-9780199846740/obo-9780199846740-0120.xml (дата обращения: 21.05.2021).
Выпуск: 2, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Страницы: 105 — 113
Скачиваний: 504