Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2022 Год Выпуск №2 САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПРИОБЩЕНИЕ К ЦИВИЛИЗАЦИОННОМУ НАСЛЕДИЮ В ТУРИЗМЕ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПРИОБЩЕНИЕ К ЦИВИЛИЗАЦИОННОМУ НАСЛЕДИЮ В ТУРИЗМЕ

Кузнецова Наталья Валентиновна, Гасанова Рената Рауфовна, Аршинова Виктория Викторовна, Арпентьева Мариям Равильевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2022-2-114-125

Информация об авторе:

Кузнецова Н. В., Институт естествознания и спортивных технологий, Московский городской педагогический университет (ул. Чечулина, 1, Москва, Россия, 105458); Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (ул. Ленинские горы, 1, Москва, Россия, 119991). Гасанова Р. Р., кандидат психологических наук, доцент, старший преподаватель, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (ул. Ленинские горы, 1, Москва, Россия, 119991). Аршинова В. В., доктор психологических наук, профессор, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (Университетская пл., 1, Москва, Россия, 119234); Московский психолого-социальный университет (4-й Рощинский пр., 9А, Москва, Россия, 115191). Арпентьева М. Р., доктор психологических наук, доцент, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие» (ул. Достоевского, 44, Калуга, Россия, 248000).

Представлены результаты изучения специфики, состояния и перспектив развития туризма для реализации целей самосовершенствования и приобщения к богатствам цивилизационного наследия, анализа проблем организации и осуществления психолого-педагогического сопровождения туристической деятельности на примере духовно-эзотерического туризма. Дана характеристика туризма как инновационной сферы образования, в которой человек реализует задачи самосовершенствования и приобщения к цивилизационному наследию. Подготовка психологов-педагогов в сфере организации, осуществления и психолого-педагогического сопровождения туристической активности выступает не только как канал расширения их внепрофессиональных компетенций и возможностей, обеспечивая еще одной востребованной и интересной профессией, но и усиливает собственно профессиональные компетенции. Делаются выводы о том, что в процессе подготовки специалистов группы «человек–человек», включая педагогов и психологов, знакомство с туристической деятельностью, ее компетенциями служит важным каналом развития будущего профессионала, переосмысления узкопрофессиональных практик, технологий и моделей, их насыщения, обогащения туристическими технологиями. Важную роль в этом процессе играли и играют компетенции, связанные с осмыслением жизненных и профессиональных ценностей, духовно-нравственными аспектами бытия, структурирующими цивилизационное наследие человечества. Именно они и воспитательные возможности туризма выступают основным фокусом внимания в основной, дополнительной и продолжающейся (пере)подготовке специалистов.

Ключевые слова: мотивы туристической деятельности, самосовершенствование, цивилизационное наследие, образовательный туризм, духовно-эзотерический туризм, психолого-педагогическое сопровождение туризма

Библиография:

1. Расторгуев В. Н. Цивилизационное наследие России // Журнал Института Наследия, 2018. № 2. (13). С. 1–10.

2. Arpentieva M. R., Gasanova R. R., Menshikov P. V. Psychological and pedagogical aspects of niche tourism in the system of additional education // Service plus. 2021. Vol. 15 (1). Р. 32–57. doi: 10.24411/2413-693X-2021-10104

3. Arpentieva M. R., Menshikov P. V., Kuznetsova N. V., Gorelova I. V. Esoteric tourism as a niche type of tourism: opportunities and ways of human self-improvement // Services in Russia and Abroad, 2020. Vol. 14 (5). P. 6–25.

4. Gasanova R. R., Arpentyeva M. R., Duvalina O. N. Niche tourism as a psychological and pedagogical practice and a direction of additional education // Service and Tourism. 2021. Vol. 15, № 2. P. 7–18.

5. Altinay Özdemir M., Acar A., Dinçer F. Spiritual tourism from past to present // Journal of International Social Research. 2018. Vol. 11 (58). P. 594–604.

6. Di Giovine M. A., Choe J. Pilgrimage beyond the Officially Sacred. New York; London: Routledge Publ., 2020. 206 p.

7. Vidal-Casellas D., Aulet S., Crous-Costa N. Tourism, Pilgrimage and Intercultural Dialogue. New York: CABI Publ., 2019. 447 p.

8. Dawson A. East is east, except when it’s west: The easternisation thesis and the western habitus // J. of Religion & Society. 2006. Vol. 8. P. 1–12.

9. Devereux C., Carnegie E. Pilgrimage: Journeying beyond self // Tourism – the spiritual dimension. Conference paper. Lincolnshire: University of Lincoln Press, 2006. P. 1–5.

10. Korstanje M. E., Raj R., Griffin K. Risk and Safety Challenges for Religious Tourism and Events. New York: CAB Publ., 2018. 170 p.

11. Liutikas D. Pilgrims. New York: CAB Publ., 2020. 592 p.

12. Арпентьева М. Р. Экскурсовод-проводник в тревел-психотерапии // Инновации в экскурсионной работе. Часть 1 / под ред. О. Е. Афанасьева. Москва; Берлин: Директ-медиа, 2020. С. 318–351.

13. Арпентьева М. Р. Образовательный и религиозный туризм // Образовательный туризм в вузе и школе: материалы IV Московской городской конференции 18 марта 2017 г. / отв. ред.: О. В. Шульгина, Т. С. Воронова. М.: МГПУ, 2017. С. 78–83.

14. Аршинова В. В., Токарь О. В., Кузнецова Н. В., Арпентьева М. Р., Киричкова М. Е., Новаков А. В. Тревелпсихотерапия, или Психотерапевтический туризм // Сервис в России и за рубежом. 2018. № 3. С. 6–24. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10301

15. Parsons H., Mackenzie S. H., Filep S. Facilitating self-development // Tourism Recreation Research. 2019. Vol. 44 (2). P. 141–152.

16. Maslow A. Motivation and Personality. New York, NY: Harper; Deli: Prabhat Prakashan, 1954/2019. 200 p.

17. Аблаева Т. М. Туристы и йоги одновременно // Турбизнес. 2016. № 2. С. 8–12.

18. Арпентьева М. Р. Эзотерический туризм // Уcтойчивое развитие социально-экономических систем: наука и практика. III Международная научно-практ. конф. 22 ноября 2016 г., Москва / под ред. Л. Г. Руденко, Ю. С. Руденко. М.: Московский гос. ун-т, 2016. С. 70–83.

19. Ильин Д. А. Эзотерический туризм // Отдых, Туризм, Путешествия. 2015. № 7. С. 22–27.

20. Santayana G. The Philosophy of Travel // The Birth of Reason and Other Essays. New York: Columbia University Press, Open Road Media, 1995/2017. 280 p.

21. Fahey Fr. Piligrims or Tourists? // The Furrow, 2002. Vol. 53 (4). P. 213–218.

22. McIntosh I. S., Quinn E. M. Pilgrimage in Practice. New York, 2018. 183 p.

23. Johnson J. An Awakening Walk. London: Sage, 2018. 176 p.

24. Senn C. F. Journeying as religious education // Religious Education. 2002. Vol. 97 (2). Р. 124–140.

25. Cohen E. Tourism, Leisure and Authenticity// Tourism Recreation Research, 2010. Vol. 35, № 1. P. 67–73.

26. Kögler I. Patchworkreligion, Theodiversität und eigener Gott: nicht nur eine kommunikative Herausforderung // Theologisch-praktische Quartalschrift. 2010. Bd. 158/1. S. 11–15.

27. Lester M. Sacred Journeys. New York: Adams Media, 2019. 256 p.

28. Rogers C. J. Secular Spiritual Tourism. Presentation talk // International Institute for Peace through tourism (IIPT) Conference. Kampala, Uganda: CQUniversity, 2007. Р. 1–3.

29. Zinnbauer B. J., Pargament K., Cole B., Rye M. S., Butter E. M., Belavich T. G., Hipp K. M., Scott A. B. and Kadar J. L. Religion and spirituality // Journal for the scientific study of religion. 1997. Vol. 76 (4). P. 549–564.

30. Hay D., Socha P. M. Science looks at spirituality: Spirituality as a natural phenomenon // Zygon. 2005.Vol. 40 (3). P. 589–612.

31. Huang K., Pearce Ph., Wu M.-Y., Wang X.-Zh. Tourists and Buddhist heritage sites // Tourist Studies, 2019. Vol. 19 (4). P. 549–568. doi: 10.1177/1468797619850107

32. Först J. Abschied von der «Patchworkreligiosität»? // Bibel und Liturgie. 2013. Bd. 86. № 2. S. 134–142.

33. Grayling A. What is good. London, 2003. 300 p.

34. Kinsley D. Ecology and religion. Prentice-Hall, Englewood Cliffs, 1995. 430 p.

35. West B. Independent travel and civil religious pilgrimage: backpackers at Gallipoli // Down the road. Perth: API Network, 2005. P. 230–250.

kuznetsova_n._v._114_125_2_42_2022.pdf ( 433.16 kB ) kuznetsova_n._v._114_125_2_42_2022.zip ( 422.82 kB )

Выпуск: 2, 2022

Серия выпуска: Выпуск № 2

Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

Страницы: 114 — 125

Скачиваний: 903

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ