Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 20.07.2025
Главная Выпуски журнала 2022 Год Выпуск №2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

Буравлева Наталья Анатольевна, Каракулова Ольга Викторовна, Атаманова Инна Викторовна, Богомаз Сергей Александрович

DOI: 10.23951/2307-6127-2022-2-146-155

Информация об авторе:

Буравлева Н. А., кандидат психологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). Каракулова О. В., кандидат психологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). Атаманова И. В., кандидат психологических наук, доцент, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050). Богомаз С. А., доктор психологических наук, профессор, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050).

Современная ситуация характеризуется изменениями в различных сферах жизни человека, приводит к существенной перестройке его активности, деятельности, состояния. В условиях транзитивности, растущей неопределенности становится актуальным определение психологических ресурсов личностной готовности к деятельности молодежи. В исследовании приняли участие студенты университетов г. Томска (N = 263). В нем был использован регрессионный и кластерный анализ. Результаты исследования показали, что в качестве психологических ресурсов личностной готовности к деятельности обучающихся следует рассматривать эмоциональный интеллект, мотивацию, ценности сохранения и открытости, целеполагание и рефлексию. Результаты анализа имеют теоретическую и практическую значимость. Они актуализируют вопрос рассмотрения компетенций будущих специалистов, которым предстоит работать в новых условиях, обращают внимание на то, что образовательный процесс должен быть ориентирован не только на приобретение фундаментальных знаний и профессиональных умений студентами, но и на развитие их личности.

Ключевые слова: личностная готовность к деятельности, психологические ресурсы, студенты, транзитивность, мотивация, ценностные ориентации, эмоциональный интеллект, целеполагание, рефлексия

Библиография:

1. Абульханова-Славская К. А. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 299 с.

2. Lazarus R. S. Coping theory and research: Past, present and future // Psychosomatic Medicine. 1993. Vol. 55. P. 237–247.

3. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1, № 2. С. 102–112.

4. Марков В. Н. Ресурсы развития психической структуры // Мир психологии. 2016. № 1. С. 92–105.

5. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журнал. 1994. Т. 15, № 1. C. 3–18.

6. Буравлева Н. А., Богомаз С. А. Готовность студентов технических вузов к инновационной деятельности // Российский психол. журнал. 2020. № 17 (3). С. 30–43. doi.org/10.21702/rpj.2020.3.3

7. Перикова Е. И., Богомаз С. А., Атаманова И. В. Специфика психологической готовности к инновационной деятельности молодежи Санкт-Петербурга и Томска // Science for Education. 2020. Т. 10, № 1. С. 62–78.

8. Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Ин-т психологии РАН, 2006. 512 с.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010. 713 с.

10. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010. 288 с.

11. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–22.

12. Schwartz S. H. An Оverview of the Schwartz theory of basic values // Online Readings in Psychology and Culture. 2012. № 2 (1). Р. 1–20.

13. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.

14. Сугоняев К. В. Исследование психометрических характеристик «Опросника ценностных портретов» Ш. Шварца в адаптации В. Карандашева и его доработка // Актуальные проблемы эргономики, обитаемости и психологического сопровождения персонала объектов специального назначения: материалы II межотрасл. науч.-практ. конф., 8 декабря 2016 года, г. Одинцово Московской области / под ред. С. Е. Таразевича. Королев: ПСТМ, 2018. С. 186–198.

15. Мандрикова Е. Ю. Разработка Опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 87–111.

16. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 4. С. 110–135.

17. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1 (155). С. 117–142. doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06

18. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психол. журнал. 2014. Т. 35, № 4. С. 96–107.

19. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Методика исследования отношения личности к инновациям // Альманах современной науки и образования. 2009. № 4 (23). Часть II. C. 89–96.

20. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence // Psico-thema. 2006. Vol. 18. P. 13–25. URL: http://www.psicothema.com/pdf/3271.pdf (дата обращения: 27.12.2021).

21. Caruso D. R., Mayer J. D., Salovey P. Relation of an ability measure of emotional intelligence to personality // Journal of Personality Assessment. 2002. Vol. 79. P. 306–320.

22. Люсин Д. В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты // Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен. М.: Смысл, 2000. C. 25–35.

23. Стернберг Р. Д., Форсайт Д. Б., Хедланд Д. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002. 265 с.

24. Гришина Н. В. «Самоизменения» личности: возможное и необходимое // Вестник СПбГУ. Психология и педагогика. 2018. Т. 8, вып. 2. С. 126–138.

buravleva_n._a._146_155_2_42_2022.pdf ( 565.13 kB ) buravleva_n._a._146_155_2_42_2022.zip ( 553.17 kB )

Выпуск: 2, 2022

Серия выпуска: Выпуск № 2

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 146 — 155

Скачиваний: 1023

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ