ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ ПСИХОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-3-152-167
Рассматривается ранее неизученная проблема структурирования предметного поля новой отрасли психологического знания – психологии безопасности. Целью исследования явилось изучение актуальных тенденций и перспектив структурирования предметного поля психологии безопасности. В результате теоретического изучения проблемы установлено, что предметное пространство психологии безопасности является неоднородным и может быть структурировано по комплексу оснований: психологическим феноменам, связанным с безопасностью человека; условиям, средам и ситуациям, требующим обеспечения безопасности; видам деятельности субъектов безопасности; разновидностям или типам безопасности человека; связи с другими дисциплинами; задачам проводимых в психологии безопасности исследований. Каждое основание, используемое для структурирования психологии безопасности, позволяет обозначить в ней несколько предметных областей исследования. По психологическим феноменам, связанным с безопасностью человека, выделяются психология безопасности личности, психология представлений о безопасности, психология безопасного поведения. Ориентация на условия, среды и ситуации, требующие обеспечения безопасности, способствует обозначению предметных областей экстремальной психологии безопасности, психологии безопасности образовательных сред, психологии безопасности семьи, психологии безопасности новых цифровых сред и виртуального пространства интернет-сетей. По видам деятельности субъектов безопасности могут быть определены психология безопасности труда, психология безопасности спортивной деятельности, психология безопасности туристической деятельности. В зависимости от разновидности или типа безопасности изучают информационно-психологическую безопасность, психологию корпоративной безопасности, психологическую безопасность человека, психологию лингвистической и психолингвистической безопасности. По связи с другими дисциплинами можно рассматривать вопросы социальной психологии безопасности, экстремальной психологии безопасности, юридической психологии безопасности, возрастной психологии безопасности, политической психологии безопасности, истории психологии безопасности. По задачам исследований, проводимых в психологии безопасности, могут быть охарактеризованы ее фундаментальный и прикладной разделы. Установлено, что каждая предметная область психологии безопасности обладает собственным вектором изучения определенного психологического аспекта безопасности человека и характеризуется конкретным предметом исследования, позволяющим конкретизировать его цель и задачи. Предметные области психологии безопасности характеризуются разным уровнем развития. Высока вероятность оформления новых областей психологии безопасности. Впервые проведенная в работе целостная рефлексия особенностей организации предметного поля психологии безопасности дает возможность увидеть сильные и слабые стороны становления дисциплины, создавая предпосылки для стимулирования процесса ее развития. Представленный материал может оказаться также полезным для разработки нового учебного курса «Психология безопасности».
Ключевые слова: безопасность, психология безопасности, предметное поле, предметная область, структура
Библиография:
1. Баева И. А. Психология безопасности: история, становление, перспективы // Национальный психол. журнал. 2007. № 1 (2). С. 66.
2. Эксакусто Т. В. Теоретические основы социально-психологической безопасности. Ростов-н/Д: Изд-во Южного федерального ун-та, 2010. 343 с.
3. Харламенкова Н. Е., Тарабрина Н. В., Быховец Ю. В., Ворона О. А., Казымова Н. Н., Дымова Е. Н., Шаталова Н. Е. Психологическая безопасность личности: имплицитная и эксплицитная концепции. М., 2017. 262 с.
4. Кудака М. А., Маралов В. Г., Нуртаев Е. Р. Отношение к опасностям казахских и российских студентов // Вестник Московского гос. областного ун-та. 2018. № 3. С. 156–173.
5. Маралов В. Г., Маралова Т. П., Волгарева П. А. Нормативность поведения как фактор отношения к опасностям в старшем школьном возрасте // Вестник Московского гос. областного ун-та. 2018. № 2. С. 20.
6. Плетников А. И., Хотинец В. Ю. Согласованность индивидуальных и культурных ценностей как фактор защищенности подростков от булинга в школьной среде // Психол. журнал. 2018. Т. 39, № 4. С. 72–85.
7. Georgievich M. V., Aleksandrovna K. M., Aleksandrovich M. V., Vadimovna K. S. The interconnection of social intelligence and the attitude of people to dangers // Asian Journal of Pharmaceutics. 2018. Vol. 12, № 1. P. S314–S322.
8. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Адаптационные сценарии концепции личной безопасности // Вестник Полоцкого гос. ун-та. Серия: Педагогические науки. 2018. № 7. С. 69–74.
9. Краснянская Т. М., Тылец В. Г., Иохвидов В. В. Концепция личной безопасности как психолого-криминологический фактор самообороны // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12, № 6. C. 826–835. doi: 10.17150/2500-4255.2018.12(6).826-835
10. Краснянская Т. М., Тылец В. Г., Иохвидов В. В. Трансформация концепции личной безопасности в условиях направленного психологического давления // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 4. С. 246–257. doi: 10.17805/zpu.2021.4.21
11. Костоусов А. Г., Иванов М. С. Психологические факторы сформированности представлений о безопасности у курсантов военного вуза // Вестник Кемеровского гос. ун-та. 2017. № 2. С. 141–150.
12. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Представления студентов о психологической безопасности образовательной среды лингвистического вуза // Вестник Московского гос. лингвист. ун-та. Серия: Образование и педагогические науки. 2021. Вып. 3 (840). С. 233–246. doi: 10.52070/2500-3488_2021_3_840_233
13. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Психологические особенности представлений любителей произведений фантастического и детективного жанров о субъекте безопасности // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13, № 3. C. 180–193. doi: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130314
14. Смирнова О. В. Представления о безопасности в юношеском возрасте: половой и гендерный аспект // Женщина в российском обществе. 2020. № 1. С. 85–100.
15. Бересток Т. Б. Просоциальное поведение как мощнейший ресурс стабильности информационно-психологической безопасности личности старше 60 лет // Национальное здоровье. 2021. № 3. С. 31–34.
16. Никифорова Д. М., Бойко А. Д. Разработка программы по оптимизации безопасного защитного и совладающего поведения студентов в образовательной среде // Педагогическое образование в России. 2019. № 1. С. 105–112.
17. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Визуализация практики самообеспечения безопасности в приметах и обычаях студентов вуза // Психология и психотехника. 2015. № 11. С. 1158–1166. doi: 10.7256/2070-8955.2015.11.17018
18. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Субъектное прогнозирование практик безопасности в экстремальных ситуациях // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 3. С. 102–111. doi: 10.20913/2224-1841-2021-3-10
19. Нижникова Н. А. Основные подходы к рассмотрению практик безопасности в деятельности специалистов экстремального профиля // Прикладная психология и психоанализ. 2021. № 2. С. 7.
20. Звездина А. А., Николаева О. В. Тип мышления как детерминанта поведения в экстремальных ситуациях // Проблемы профессионального развития сотрудников ОВД: сб. материалов Межведомственной конф. (Москва, 15 ноября 2018 г.). М.: Московский ун-т Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 2019. С. 92–96.
21. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Психологические ресурсы безопасности личности с различным опытом экстремальности // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2015. № 2. С. 100–107.
22. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Проектирование преподавателем субъектной безопасности в экстремальных ситуациях // Учитель в системе современного антропологического знания: материалы XII Междунар. научно-практ. конф. / под ред. Л. Л. Редько, С. В. Бобрышова, Е. Г. Пономарева. Ставрополь, 2016. С. 390–395.
23. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Союз, 2002. 271 с.
24. Kislyakov P., Shmeleva E. Media education in training students to provide information and psychological security // Медиаобразование. 2018. № 1. С. 107–116.
25. Краснянская Т. М., Тылец В. Г., Ляхов А. В. Сценарное конструирование безопасности студентами с разным уровнем толерантности к неопределенности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/58PSMN420.pdf (дата обращения: 03.03.2022). doi: 10.15862/58PSMN420
26. Сударик А. Н., Здорова С. В. Значение процесса формирования коммуникативной компетентности студентов-психологов в обеспечении психологической безопасности образовательной среды вуза // Психология обучения. 2018. № 1. С. 100–109.
27. Ахмадеева Е. В. Психологическая безопасность семьи как консолидирующий фактор в полиэтнической среде // Власть. 2020. Т. 28, № 5. С. 18–24.
28. Пономарева И. В., Азарова Е. С. Личностная беспомощность и психологическая безопасность у подростков, переживающих утрату родителей в условиях замещающей семьи // Психологическое благополучие современного человека: материалы Междунар. заочной научно-практ. конф. Екатеринбург, 2018. С. 148–160.
29. Широкая С. В., Новикова И. А. Психологическая безопасность ребенка в неполной семье // Психология и современный мир. Субъект жизнедеятельности в современном обществе: материалы Всерос. научной конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Архангельск, 22 апреля 2021 г.). Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2021. С. 92–97.
30. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Принцип безопасности в психологических исследованиях проблем цифровизации // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2. С. 152–166. doi: 10.17805/zpu.2020.2.14
31. Мозохина Е. С. Социальные и психологические аспекты цифровизации образования // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика: сб. науч. ст. М.: Общество с ограниченной ответственностью СВИВТ, 2021. С. 215–223. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47569793 (дата обращения: 03.03.2022).
32. Столярчук Е. А., Юркова Ю. Ю., Заручникова Н. О., Водопьянова Н. Е. Роль субъективных факторов в обеспечении психологической безопасности в IT-деятельности // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии / отв. ред.: А. А. Грачев, А. Л. Журавлев, А. Н. Занковский М.: Ин-т психологии РАН, 2021. С. 342–358. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47694201&selid=47694228 (дата обращения: 03.03.2022). doi: 10.38098/conf_21_0440
33. Балинт И., Мурани М. Психология безопасности труда / пер. с венгр. М.: Профиздат, 1968. 208 с.
34. Елисеев С. А. Основные проблемы психологии безопасности труда // Психол. журнал. 1982. Т. 3, № 5. С. 97–105.
35. Галченко А. С., Куликова Т. Н., Лебедева М. Е., Софьина В. Н. Исследование психологической безопасности профессиональной среды и факторов, влияющих на личностно-профессиональное развитие руководителей // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2021. № 2. С. 122–141.
36. Котик М. А. Психология защищенности человека от опасности в профессиональной деятельности: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Л., 1985. 30 с.
37. Ivanov M., Yanitskiy M., Pelekh Y., Rudiuk O., Tomanek M. Fears concerning own future and personal safety strategies of student-athletes // Journal of Physical Education and Sport. 2021. Vol. 21, № Suppl. 3. P. 2112–2119.
38. Авдохина С. С., Солопова В. А. Безопасность в экстремальном туризме // Региональные проблемы геологии, географии, техносферной и экологической безопасности: материалы III Всерос. научно-практ. конф. (Оренбург, 25–26 ноября 2021 года). Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2021. С. 7–9.
39. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Экстремальность в туризме: психологические подходы к самообеспечению безопасности // Прикладная психология и психоанализ. 2012. № 1. С. 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 03.03.2021).
40. Соколов А. С., Манько Н. П., Ищенко В. М., Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Психология туризма: постановка проблемы безопасности туристской деятельности // Вестник РМАТ. 2020. № 3. С. 115–121.
41. Бересток Т. Б. Теоретические подходы к изучению информационно-психологической безопасности в просоциальном поведении субъектов 60+ // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3, № 8. С. 227–237.
42. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Методологические подходы к исследованию информационно-психологической безопасности // Научные труды Московского гуманитарного ун-та. 2020. № 5. С. 54–61. doi: 10.17805/trudy.2020.5.6
43. Краснянская Т. М., Тылец В. Г., Иохвидов В. В. Развитие проблематики информационно-психологической безопасности в современной отечественной психологии // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 2. С. 192–206. doi: 10.17805/zpu.2021.2.14
44. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Развитие психологии корпоративной безопасности в современной отечественной науке // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021. Т. 6, № 3 (23). С. 224–245. doi: 10.38098/ipran.sep_2021_23_3_09
45. Ивашкин С. А. Психологическая безопасность: подходы к определению и признаки // Вестник молодого ученого Кузбасского института: сб. науч. ст. Новокузнецк, 2021. С. 197–199.
46. Рогачева Т. В. Психологическая безопасность консультирующего психолога/психотерапевта // Медицинская психология в России. 2020. T. 12, № 1. C. 3. doi: 10.24412/2219-8245-2020-1-3
47. Лупенко Н. Н., Верменикова Л. В. Социально-экономические угрозы психологической безопасности личности в период пандемии COVID-19 // Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков: материалы X Всерос. науч. конф. (Сочи, 9–10 октября 2020 года). М.: Мир науки, 2020. С. 102–109. URL: https://izd-mn.com/PDF/53MNNPK20.pdf (дата доступа: 03.03.2022). doi: 10.15862/53MNNPK20
48. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Психологическая феноменология лингвистической безопасности в условиях социокультурных трансформаций // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений: XV Междунар. науч. конф. (Москва, МосГУ, 14–16 ноября 2019 г.). Доклады и материалы: в 2 ч. М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2019. С. 345–350.
49. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Психологическое содержание модели лингвистической безопасности личности преподавателя вуза // Прикладная психология и психоанализ. 2016. № 4. С. 12. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 03.03.2021).
50. Кисляков П. А., Сорокоумова С. Н., Егорова П. А. Психолингвистическая безопасность личности студента и ее обеспечение в процессе обучения в вузе // Язык и культура. 2020. № 49. С. 199–218.
51. Силкина Н. В., Кашник О. И. Социально-психологическая безопасность работников транспортных предприятий в условиях реализации концепции «цифровая железная дорога» // Политранспортные системы: материалы XI Междунар. научно-техн. конф. (Новосибирск, 12–13 ноября 2020 года). Новосибирск: Сибирский гос. ун-т путей сообщения, 2020. С. 890–896.
52. Соловьева Е. В., Сопова А. А. Манипулятивное влияние в контексте проблемы социально-психологической безопасности личности // Психологическое здоровье личности: теория и практика: сб. ст. Всерос. научно-практ. конф. с международным участием (Ставрополь, 10 ноября 2020 года) / под ред. И. В. Белашевой, Н. В. Козловской, А. С. Лукьянова, Э. В. Терещенко. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2020. С. 111–114.
53. Звездина А. А. Отношение к безопасности как профессиональный аспект в деятельности сотрудника полиции // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2019. № 1. С. 16–18.
54. Иванов М. С. Угроза терроризма в системе отношений к личной безопасности // Актуальные проблемы формирования в российском обществе научного и учебного знания по противодействию терроризму и экстремизму: материалы Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием «Актуальные проблемы формирования в российском обществе научного и учебного знания по противодействию терроризму и экстремизму», Новосибирск, 21–23 декабря 2017 г. Новосибирск: Новосибирский гос. пед. ун-т, 2018. С. 342–347.
55. Кора Н. А., Еремеева Т. С. Психолого-педагогическое обеспечение личностной безопасности студенческой молодежи в условиях терроризма и экстремизма // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 2 (19). С. 153–155.
56. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Принцип безопасности в формировании антитеррористического поведения молодежи // Международно-правовые средства противодействия терроризму в условиях глобализации. Проблемы террористического наемничества среди молодежи и пути их преодоления: сб. материалов Всероссийской конф. Ставрополь: Ставропольский гос. пед. ин-т, 2016. С. 306–308.
57. Бересток Т. Б. Воздействие просоциального поведения на информационно-психологическую безопасность субъектов 60+ // International Journal of Medicine and Psychology. 2021. Т. 4, № 5. С. 108–112.
58. Боязитова И. В., Эркенова М. М. Личностный потенциал как основа психологической безопасности в пожилом возрасте // Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения: материалы 10-й Межрегиональной научно-практ. конф. с междунар. участием: к 125-тилетию Л. С. Выготского (Махачкала, 17 ноября 2021 года). Махачкала: Дагестанский гос. пед. ун-т, 2021. С. 45–54.
59. Литвинова А. В. Психологическая безопасность личности как условие успешного старения // Человек в современном мире: кризис и глобализация (Конференция «Человек в современном мире: кризис и глобализация». Москва, 1–27 июля 2020 г.) / сост., ред. М. le Chanceaux, И. Э. Соколовская. М.: Энциклопедист-Максимум, 2020. С. 271–276.
60. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Resources of individual psychological security with respect to the employment status of a pensioner // Advances in Gerontology. 2018. Vol. 8, № 3. P. 256–261. doi: 10.1134/S2079057018030116
61. Фатихова Л. Ф. Влияние интеллектуальных нарушений на способность подростков распознавать опасную ситуацию и прогнозировать ее последствия // Специальное образование. 2020. № 4 (60). С. 80–98.
62. Слюсарева Е. С., Плугина М. И. Психологическая безопасность инклюзивной образовательной среды: риск-ресурсный подход // Человек и образование. 2021. № 4 (69). С. 81–89.
63. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. История психологии безопасности: истоки и современность. М.: РУСАЙНС, 2021. 212 с.
64. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Имплементация принципа безопасности в политической психологии // Политика и Общество. 2016. № 10. С. 1421–1431. doi: 10.7256/1812-8696.2016.10.20611
65. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Конструирование мифов безопасности в политическом сознании студенческой молодежи // Национальная безопасность / Nota Bene. 2017. № 4. С. 71–87. doi: 10.7256/2454-0658.2017.4.23661
Выпуск: 3, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 152 — 167
Скачиваний: 591