СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ КАК ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-4-81-90
В статье освещаются вопросы развития качества высшего образования в современных условиях через обеспечение сетевого взаимодействия университетов. В данной статье уточнены понятия «качество образования», «сетевые (совместные) образовательные программы», «академическая мобильность», раскрыта сущность содержания сетевого взаимодействия. Определены основные контексты, обусловливающие актуализацию сетевого взаимодействия университетов в России и за рубежом. Описана практика реализации сетевого взаимодействия Национального исследовательского Томского государственного университета, направленного на обеспечение академической мобильности обучающихся. Представлен анализ научно-педагогической литературы по вопросам развития качества образования. В статье указано, что для достижения качества высшего образования в современных условиях необходимы обоснование потенциала сетевого взаимодействия университетов и обеспечение его понятийного аппарата. Результаты данного исследования могут быть использованы для разработки стратегии сетевого взаимодействия в целях развития качества образования отечественных университетов.
Ключевые слова: качество образования, сетевое взаимодействие, сетевые (совместные) образовательные программы, академическая мобильность
Библиография:
1. Груенко С. Е., Фадеева О. А. К вопросу о разработке критериев и показателей качества современного высшего образования // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017. № 4 (24). С. 124–129.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 73-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Некоммерческая интернет-версия. М., 2014. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=17343 (дата обращения: 17.03.2022).
3. COVID-19 Impact on Education // Education: From Disruption to Recovery / UNESCO. URL: http://en.unesco.org/covid19/educationresponse (дата обращения: 20.03.2022).
4. Исследовательский проект «Научно-методическое обеспечение развития системы управления качеством высшего образования в условиях коронавирусной инфекции COVID-19 и после нее». 2021. URL: https://high-edu-quality.ru (дата обращения: 20.03.2022).
5. Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию: аналитический доклад / М. О. Абрамова, К. А. Баранников, И. А. Груздев и др.; науч. ред. Е. А. Суханова, И. Д. Фрумин. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2021. 46 с.
6. Фищенко К. С. Современные подходы к определению качества образования в различных системах оценки эффективности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10729 (дата обращения: 20.01.2022).
7. Селезнева А. В., Лобов Н. В. Элементы внутренней системы оценки качества образовательных услуг вуза // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2020. Т. 22, № 2. С. 90–98. doi: 10.15593/2224-9877/2020.2.11
8. Harvey L., Green D. Defining quality // Assessment & evaluation in higher education. 1993. Vol. 18, № 1. P. 9–34.
9. Озерникова Т. Г., Братищенко Д. В. Качество образования: подходы к определению // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов по материалам Одиннадцатой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Петрозаводск, 29–30 октября 2014 года / под ред. В. А. Гуртова. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2014. С. 154–165.
10. Малкова И. Ю., Масленникова О. Г. Интернационализация образовательных программ как ресурс формирования глобальной компетентности выпускников магистратуры // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 444. С. 169–177.
11. Олейникова О. Н. Совместные программы высшего образования как фактор интернационализации и повышения эффективности программ // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2014. № 2. С. 69–79.
12. Совместные образовательные программы вузов: состояние, проблемы, перспективы / Ю. Д. Артамонова, А. Л. Демчук, Е. В. Караваева. М.: КДУ, 2011. 56 с.
13. Яковлев С. М. Международный институт экономики и финансов как модель программы двух дипломов // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 4. С. 40–46.
14. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие образования“» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2022). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения: 10.01.2022).
15. Старожук Е. А., Ватолкина Н. Ш. Нормативные аспекты реализации совместных образовательных программ // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 21 (6). C. 81–92. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.077 (дата обращения: 05.02.2022).
16. Малкова И. Ю., Масленникова О. Г. Международная программа магистратуры как ресурс интернационализации образовательной среды // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 7. С. 66–73.
Выпуск: 4, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 81 — 90
Скачиваний: 762