КЛУБ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕТЬЕЙ МИССИИ УНИВЕРСИТЕТА
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-5-30-38
Ставится проблема необходимости интенсифицировать каналы и формы взаимодействия с иностранными студентами в российских университетах, которые сегодня призваны не только проводить научные исследования и обучать, но также влиять на совершенствование культурного и социально-экономического статуса как своего региона, так и всего мира. Обосновывается, что третья миссия университета сегодня подразумевает создание имиджа России как партнера, нацеленного на диалог в равных условиях, стремящегося к безопасности всех участников мирового процесса, условием чего является многополярность. Условия многообразия культур, имеющего место в университетах, позволяют с помощью педагогических технологий показать позицию страны представителям других стран – иностранным студентам. Подчеркивается роль межкультурной компетентности как одного из важнейших навыков XXI века, формирование которого в условиях роста неопределенности на мировой арене именно университеты должны взять на себя. Это миссия формирования доброжелательности и толерантности по отношению к представителям разных народов, служения международному взаимопониманию и сотрудничеству. Доказывается, что не следует ограничиваться процессом адаптации к другой культуре, основанной на принятии новых культурных норм и формировании умения приводить свои поведенческие реакции в соответствие с ними. Необходимо формирование нового типа личности при освоении новых культурных кодов и способности вести себя в соответствии с ними. Такая личность чувствует себя комфортно в любом кросс-культурном коллективе и знает способы реализовать себя в нем. Для этого студентам целесообразно показывать примеры новых путей интенсивного взаимодействия на пересечении различных культурных парадигм.
Ключевые слова: третья миссия университета, межкультурная коммуникация, культурный код, адаптация, клуб межкультурной коммуникации, кросс-культурный тренинг
Библиография:
1. Асмолов А. Г. Идеология толерантности: школа жизни с непохожими людьми // Образовательная политика. 2011. Вып. 2, № 52. С. 2–4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26137913 (дата обращения: 20.05.2022).
2. Белинская Е. П. Молодежные представления о трудных жизненных ситуациях: кросс-культурные различия // Новые психологические исследования. 2021. Вып. 4. С. 109–121. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/421541943/? (дата обращения: 17.05.2022).
3. Марцинковская В. Д., Киселева Е. А. Проблема позитивной социализации в современном мультикультурном мире // Психологический журнал. 2018. Вып. 39, № 3. С. 79–89. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34994590& (дата обращения: 12.05.2022).
4. Чернышева Т. Л. Третья миссия университета. Доминанта воспитательной функции. Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2020. 303 с.
5. Достоевский Ф. М. Статьи и материалы. Л.; М., 1924. С. 509–536.
6. Кириллина Е. В., Лысанова Н. В., Протопопова M. Ю. Поликультурное воспитание студентов вуза в условиях циркумполярного мира // Перспективы науки и образования. 2019. Вып. 4, № 40. С. 56–67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39544345 (дата обращения: 15.05.2022).
7. Столярова А. О. Основные компоненты коммуникативной ситуации деловых переговоров // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. Вып. 18, № 1. С. 120–131. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42565890 (дата обращения: 20.05.2022).
8. Томин В. В. Формирование межкультурной толерантности студентов как фактор продуктивного кросскультурного взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. 2015. Вып. 1. С. 903. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25324549& (дата обращения: 20.05.2022).
9. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2002. 352 с.
10. Андреев А. Л. «Мы» и «они»: отношение россиян к другим странам мира // Обновление России: трудный поиск решений. М., 1996. С. 201–208.
11. Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007. 384 с.
12. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2002. 624 с.
13. Садохин А. П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования: автореф. … дис. д-ра культурологии. М., 2008. 44 с.
14. Шеина И. М. Межкультурная коммуникация как проявление лингвистического и культурологического опыта: автореф. … дис. д-ра филол. наук. М., 2010. 53 с.
15. Поздеева С. И. Преподаватель высшей школы: методист, исследователь, новатор? // Высшее образование в России. 2017. Вып. 3. С. 52–57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28863443& (дата обращения: 19.05.2022).
16. Oberg К. Culture Shock: Adjustment to New Cultural Environments // Practical Anthropology. 1960. Vol. 7. P. 16.
Выпуск: 5, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 30 — 38
Скачиваний: 452