Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2022 Год Выпуск №5 ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА НОВОГО УРОВНЯ «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ» ПОД ЗАПРОСЫ ЭКОСИСТЕМЫ РЕГИОНА
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА НОВОГО УРОВНЯ «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ» ПОД ЗАПРОСЫ ЭКОСИСТЕМЫ РЕГИОНА

Колесникова Елена Владимировна, Куровский Василий Николаевич, Ломовская Софья Анатольевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2022-5-111-119

Информация об авторе:

Колесникова Е. В., кандидат биологических наук, доцент, декан, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: kolesnikovaev@tspu.edu.ru Куровский В. Н., доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: v.kurovskii@yandex.ru Ломовская С. А., студент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: xxx_sofi_xxx@mail.ru

В данной статье приведен обобщающий анализ авторитетных заключений о преимуществах запуска в системе профессионального образования экспериментальной программы нового уровня образования «Профессионалитет». На основе анализа экспертных мнений заместителя председателя правительства России Татьяны Голиковой, министра просвещения РФ Сергея Кравцова, учредителя и директора Санкт-Петербургского технологического колледжа, эксперта Рособрнадзора Ольги Воронцовой, эксперта, директора НИЦ профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимира Блинова авторы выявляют существующую проблему отсутствия компетентностной модели подготовки выпускника педагогического вуза, соединяющей в себе как функциональную грамотность, так и мультипрофессиональные навыки. На основании подробного аналитического обзора двухуровневой подготовки студентов в условиях университетского образования Германии предложена конструкторско-компетентностная модель выпускника педагогического вуза в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры профессиональной направленности на основе триального обучения в условиях кластерных образований во взаимодействии вуза, среднего профессионального образования и предприятий отрасли. В частности, на базе проведенного анализа разработаны и представлены новые программы бакалавриата и магистратуры, готовые к реализации в Томском государственном педагогическом университете в 2022/23 учебном году. Конструкторско-компетентностная модель новых бакалаврских программ предусматривает формирование полиуниверсальных навыков, навыков профессионального межкультурного взаимодействия, навыков выполнения общетрудовых функций педагога профессионального обучения по дисциплинам отраслевой специфики, формирование профессиональных навыков в рамках персонализированной траектории параллельного освоения рабочей профессии или специальности отрасли на базе колледжа или техникума и, кроме того, применение демонстрационного экзамена с использованием методик и технологий WorldSkills Russia. Конструкция разработанных программ, как бакалаврских, так и магистерских, позволяет распределить учебную нагрузку таким образом, что не более двух третей составляет базовая часть и не менее одной трети – вариативная часть, обязательная часть после индивидуального выбора студентом, необходимая для формирования квалификационной компетентности по профилю подготовки. Данные программы позволят подготовить мультипрофессиональных выпускников, а также находятся в соответствии с потребностями действующей образовательной системы.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессионалитет, конструкторско-компетентностная модель, мастер-педагог, кластерные образования, триальная модель обучения

Библиография:

1. Комплексная программа развития Томского государственного педагогического университета – 2021–2025. 2021. URL: https://sveden.tspu.edu.ru/api/svfile/1173 (дата обращения: 01.12.2021).

2. Профессионалитет 2022 // Комсомольская правда. 2021. URL: https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/professionalitet/ (дата обращения: 01.12.2021).

3. Постановление Правительства РФ от 16.03.2022 № 387 «О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 12, ст. 1871.

4. Федеральный проект «Профессионалитет» переходит в стадию реализации // Информио. URL: https://www.informio.ru/news/id28735/Federalnyi-proekt-Professionalitet-perehodit-v-stadiyu-realizacii (дата обращения: 01.12.2021).

5. Проект «Профессионалитет» поможет внедрить новые программы, запустить образовательно-производственные кластеры и воссоздать госсистему подготовки педкадров для СПО // Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт. URL: https://edu.gov.ru/press/4237/proekt-professionalitetpomozhet-vnedritnovye-programmy-zapustit-obrazovatelno-proizvodstvennye-klastery-ivossozdat-gossistemupodgotovki-pedkadrov-dlya-spo (дата обращения: 01.12.2021).

6. Чудин Н. В России вводят новый уровень среднего профессионального образования – «Профессионалитет» // Учительская газета. URL: https://ug.ru/v-rossii-vvodyat-novyj-uroven-srednego-obrazovaniyaprofessionalitet/ (дата обращения: 01.12.2021).

7. В рамках проекта «Профессионалитет» появятся мастера-педагоги // Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт. URL: https://edu.gov.ru/press/4496/v-ramkah-proektaprofessionalitetpoyavyatsya-mastera-pedagogi/ (дата обращения: 01.12.2021).

8. Эксперт ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов: «Обществу больше не нужны места “передержки будущих рабочих кадров”». URL: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/ekspert-firo-rankhigs-vladimir-blinovobshchestvu-bolshe-ne-nuzhny-mesta-perederzhki-budushchikh-rab/ (дата обращения: 01.12.2021).

9. Центнер Йоханнес. О подготовке студентов в Лейпцигском университете прикладных наук // Томский государственный педагогический университет: обзор секционного заседания: генерация идей и эффективных моделей непрерывного профессионального образования (региональный, российский и мировой опыт): XI Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Профессиональное образование: проблемы и достижения» (16–17 декабря 2021 г.). URL: https://www.tspu.edu.ru/news/24306-regionalnye-rossijskie-i-mirovye-praktikipodgotovki-pedagoga-spo-vklyuchaya-professionalitet-nauchnyjdialog-vtgpu.html (дата обращения: 26.12.2021).

10. Шаламова Л. Ф., Владимирова Т. Н., Лесконог Н. Ю. Особенности обеспечения педагогическими кадрами с высшим образованием общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации // Science For Education Today. 2022. Т. 12, № 2. С. 111–135.

11. Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика профессиональных дефицитов учителя в условиях трансформации современного образования // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 4. С. 33–45.

kolesnikova_e._v._111_119_5_45_2022.pdf ( 406.55 kB ) kolesnikova_e._v._111_119_5_45_2022.zip ( 398.28 kB )

Выпуск: 5, 2022

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ

Страницы: 111 — 119

Скачиваний: 911

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ