Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2022 Год Выпуск №6 СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Токтарова Вера Ивановна, Ребко Ольга Васильевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2022-6-18-27

Информация об авторе:

Токтарова В. И., доктор педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет (пл. Ленина, 1, Йошкар-Ола, Россия, 424000). E-mail: toktarova@yandex.ru Ребко О. В., магистр программы «Цифровая педагогика», Марийский государственный университет (пл. Ленина, 1, Йошкар-Ола, Россия, 424000). E-mail: molochki@yandex.ru

Жизнедеятельность в условиях цифрового общества требует от современных граждан владения различными навыками и умениями, совокупность которых составляет цифровую культуру и цифровую грамотность. Дается определение понятия «компетенции цифровой культуры» и предложена модель развития компетенций цифровой культуры будущих педагогов, состоящая из трех блоков. Функционально-целевой блок отражает принципы, функции и цель ее реализации. Содержательно-технологический блок состоит из содержания, методов, средств и форм обучения. Разработан и предложен авторский компьютерный обучающий курс «Цифровая культура и цифровая грамотность педагогов». Результативно-критериальный блок содержит описание результатов реализации модели, уровни развития цифровой культуры и диагностический инструментарий для оценки компетенций цифровой культуры педагогов. Предложенная структурно-функциональная модель обеспечивает полноценное развитие всех компетенций, составляющих цифровую культуру будущих педагогов, что соответствует стратегическому направлению развития системы образования в условиях цифровой трансформации и интересам личности в условиях активно развивающегося цифрового общества.

Ключевые слова: цифровая культура, цифровая грамотность, компетенции цифровой культуры, структурно-функциональная модель, цифровые компетенции, преподаватель, вуз

Библиография:

1. Левашов В. К., Гребняк О. В. Цифровая культура российского общества и государства // Социологические исследования. 2020. № 5. C. 79–89.

2. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/programma.pdf (дата обращения: 19.06.2022).

3. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». URL: https://digitalskills.center/fp (дата обращения: 21.06.2022).

4. Михайлова Е. Г. Формирование цифровой культуры в университете ИТМО // Теория и практика проектного образования. 2019. № 3 (11). С. 33–35.

5. Poepsel M. Media, Society, Culture and You. 2020. URL: https://press.rebus.community/mscy/chapter/chapter-1/ (дата обращения: 21.06.2022).

6. Гир Ч. Цифровая контркультура / пер. с англ. Д. В. Галкина. URL: http://journals.tsu.ru/uploads/import/1167/files/6-gir.pdf (дата обращения: 21.06.2022).

7. Галкин Д. В. Digital Culture: методологические вопросы исследования культурной динамики // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 3 (8). С. 11–16.

8. Кузенков О. А., Захарова И. В. Компетенции цифровой культуры в математическом образовании и их формирование // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2021. Т. 17, № 2. С. 379–391.

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения: 20.06.2022).

10. Паспорт национального проекта «Образование». URL: https://edu.gov.ru/application/frontend/skin/default/assets/data/national_project/main/Паспорт_национального_проекта_Образование.pdf (дата обращения: 22.06.2022).

11. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)». URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=124542 (дата обращения: 21.06.2022).

12. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 20.06.2022).

13. Токтарова В. И., Ребко О. В. Цифровая грамотность: понятие, компоненты и оценка // Вестник Марийского гос. ун-та. 2021. Т. 15, № 2. С. 165–177. doi: 10.30914/2072-6783-2021-15-2-165-177

14. Токтарова В. И., Шпак А. Е. Педагогическое проектирование мобильной информационно-образовательной среды вуза // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 12. С. 133–142. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-12-133-142

15. Key Competences for Lifelong Learning in the European Schools, 2018. URL: https://www.eursc.eu/BasicTexts/2018-09-D-69-en-1.pdf (дата обращения: 21.06.2022).

toktarova_v._i._18_27_6_46_2022.pdf ( 1.26 MB ) toktarova_v._i._18_27_6_46_2022.zip ( 1.23 MB )

Выпуск: 6, 2022

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 18 — 27

Скачиваний: 935

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ