Использование опорных хронологических линий в преподавании повторительно-обобщающего курса истории в старшей школе
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-1-42-53
Рассматривается потенциал применения опорных хронологических линий в преподавании повторительно-обобщающего курса истории в 11-м классе общеобразовательной школы как средство решения практических проблем в обучении истории в рамках обобщающих уроков. На основе анализа отечественной литературы выявлены основные подходы к использованию хронологических линий в обучении истории. Представлена дидактическая структура авторской опорной хронологической линии. Описаны основные ее элементы и их дидактические функции. Акцентируется внимание на положительном эффекте от синергии средств условно-графической наглядности (опорных сигналов и хронологической линии) в процессе обучения истории. Делается вывод о возможности построения повторительно-обобщающих уроков на основе опорных хронологических линий, а также использования их в качестве методического средства для структурно-функционального анализа материала при подготовке учителем урока истории. Намечены основные форматы уроков с использованием опорной хронологической линии.
Ключевые слова: хронологическая линия, опорные сигналы, повторительно-обобщающий курс, старшая школа
Библиография:
1. Дайри Н. Г. Подготовка к экзаменам по истории в 9–10 классах. М.: Учпедгиз, 1953. 67 с.
2. Артасов И. А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года // ФИПИ. URL: http://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskiematerialy/2021/is_mr_2021.pdf (дата обращения: 08.05.2022).
3. Лесниченко В. В. Роль повторительно-обобщающих уроков в обучении истории // Научно-практические исследования. 2017. № 7. С. 111–116.
4. Кириллов В. В., Бравина М. А. История. История России до 1914 г. Повторительно-обобщающий курс: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни / под ред. Ю. А. Петрова. 2-е изд. М.: Русское слово – учебник, 2020. 336 с.
5. Новопашина Л. А., Григорьева Е. Г., Кузина Д. В. Форсайт профессиональных затруднений учителей // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 6. С. 60–83.
6. Мозгова Д. А., Замятина О. М., Семенова Н. А., Куровская Л. В. Диагностика профессиональных дефицитов и компетенций педагогов общего образования: кластерный анализ // Вестник Томского гос. ун-та. 2021. № 472. С. 189–196.
7. Вагин А. А. Методика обучения истории в школе. М.: Просвещение, 1972. 351 с.
8. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 208 с.
9. Стражев А. И. Методика преподавания истории. М.: Просвещение, 1964. 287 с.
10. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. 336 с.
11. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: практ. пособие. М.: ВЛАДОС, 2000. 160 с.
12. Короткова М. В. Наглядность на уроках истории: практ. пособие для учителей. М.: ВЛАДОС, 2000. 176 с.
13. Короткова В. М., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практ. пособие для учителей. М.: ВЛАДОС, 1999. 194 с.
14. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 208 с.
15. Годер Г. И. Преподавание истории в 5 классе. М.: Просвещение, 1985. 205 с.
16. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. и др. Историческое образование в современной России. М.: Русское слово, 1997. 224 с.
17. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: 2000. 240 с.
18. Методика обучения истории в средней школе: пособие для учителей / отв. ред. Ф. П. Коровкин. М.: Просвещение, 1978. Ч. I. 287 с.
Выпуск: 1, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Страницы: 42 — 53
Скачиваний: 503