Комплексный подход в развитии полифонического слуха пианистов в вузе
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-1-70-77
Раскрываются теоретические и методологические основы развития полифонического слуха обучающихся по профилю «Фортепиано» в вузе на основе комплексного подхода. Проанализировано определение понятия «музыкальный слух» как комплекс способностей человека, которые позволяют человеку в полном объеме воспринимать и объективно оценивать музыку. Также рассмотрены особенности полифонического слуха как разновидности музыкального. Обосновывается идея о необходимости развития полифонического слуха на основе комплексного подхода как базовой методологической идеи и условия решения поставленной задачи. Содержанием комплексного подхода выступает взаимосвязь и реализация основных параметров учебно-воспитательного процесса (целей, задач, условий, принципов, методов, приемов) на основе межпредметных связей. Рассматриваются структурные компоненты комплексного подхода и предложена стратегия его реализации.
Ключевые слова: комплексный подход, полифонический слух, музыкальный слух, полифония, межпредметные связи
Библиография:
1. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования, направление подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, направленность (профиль) «Фортепиано». URL: https://www.altgaki.org/sveden/files/53.03.02_MII_Fortepiano_2019(1).pdf (дата обращения: 11.08.2022).
2. Коган Г. М. У врат мастерства. Работа пианиста. М.: Музыка, 1969. 341 с.
3. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003. 377 с.
4. Майкапар С. М. Музыкальный слух: его значение, природа, особенности и методы правильного развития. 3-е изд., испр. и доп. Челябинск: MPI, 2005. 254 с.
5. Карасева М. В. Перемена времени во время перемен: к полувековым итогам развития музыкально-слухового образования в России // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 1. С. 27–43.
6. Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1982. 488 с.
7. Савшинский С. И. Пианист и его работа. М.: Классика – XXI, 2002. 244 с.
8. Кирнарская Д. К. Современные представления о музыкальных способностях // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 129–137.
9. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1998. 311 с.
10. Каузова А. Г., Николаева А. И. Музыкальный слух. Теория и методика обучения игре на фортепиано. М.: ВЛАДОС, 2001. С. 65–90.
11. Годник С. М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1981. 207 с.
12. Комплексный подход к воспитанию школьников: сб. / сост. Л. И. Филатова, Т. В. Сорокина; под ред. Л. К. Балясной. М.: Просвещение, 1982. 207 с.
13. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: книга для учителя. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1984. 206 с.
14. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 336 с.
Выпуск: 1, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 70 — 77
Скачиваний: 398