Психологическое понимание литературно-художественного творчества в различные культурно-исторические эпохи
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-1-147-157
Представлен аналитический обзор содержания культурно-исторических эпох человеческой цивилизации, связанного с развитием научных исследований психологии художественного творчества. Показана ретроспектива зарождения и развития предпосылок психологии литературно-художественного творчества как нового направления научной психологии. Обсуждаются историко-культурные феномены психологического понимания проявлений специальных способностей и художественной одаренности. Делаются попытки обоснования проблемных вопросов психологии специальных (литературных) способностей и литературно-художественной одаренности в различные культурно-исторические эпохи. Показан научный вклад представителей отечественной психологической науки в становлении и развитии психологии литературных способностей и литературно-художественной одаренности, изучении истории литературно-художественного творчества.
Ключевые слова: литературно-художественное творчество, способности, одаренность, психология способностей, психология одаренности
Библиография:
1. Штейнбах Х. Э. Психология творчества. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2011. 211 с.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 317 с.
3. Бобылев Е. Л. Психологический анализ литературного творчества в работах отечественных психологов: дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 233 с.
4. Арнаудов М. П. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970. 653 с.
5. Корытова А. И., Корытова Г. С. Литературные способности: история изучения и структурно-феноменологические основания // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 8 (197). С. 196–204. doi: 10.23951/1609-624X-2018-8-196-204
6. Корытова А. И., Корытова Г. С. Литературные способности и одаренность как феномен психологии творчества писателя // Психология способностей и одаренности: материалы Всерос. научно-практ. конф. / под ред. В. А. Мазилова. Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2019. С. 425–428.
7. Корытова А. И., Корытова Г. С. Профессионально значимые качества личности писателя: историко-хронологические диспозиции исследований // Комплексные исследования человека: Психология: материалы VII Сибирского психологического форума. Томск: Национальный исследовательский Томский гос. ун-т, 2017. С. 108–112.
8. Корытова А. И., Корытова Г. С. Психология литературного творчества как научное направление: этап становления (последняя треть XIX – первая половина XX в.) // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 11 (176). С. 162–169.
9. Корытова А. И., Корытова Г. С. Предметная специфика и история становления психологии литературного творчества // Образование в этнополикультурной среде: состояние, проблемы, перспективы: материалы VII Международного молодежного научно-культурного форума. Томск: Томский гос. пед. ун-т, 2017. С. 200–203.
10. Янковский Н. К, Боринская С. А. Наша история, записанная в ДНК // Природа. 2001. № 6. С. 10–17.
11. Асмус В. Ф. Античная философия: история философии. М.: Высшая школа, 2009. 400 с.
12. Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 8 т. СПб.: ЛИТА. Т. 1. 2000. 863 с.
13. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. 127 с.
14. Ждан А. Н. История психологии. М.: Академия, 2016. 399 с.
15. Карпов А. В., Ященко Е. Ф. Психология способностей. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 516 с.
16. Корытов И. В., Корытова Г. С. Дифференциация и индивидуальный подход в обучении высшей математике студентов технического вуза // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 4 (169). С. 33–41.
17. Еремина Ю. А., Корытова Г. С. Социализация детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной группы // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 79–85.
18. Аршинская Е. Л., Корытова Г. С. Взаимодействие психолога и педагогов школы по решению основных задач психопрофилактики // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 4 (32). С. 109–116.
19. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. М.: Питер, 2004. 700 с.
20. Дружинин В. Н. Психология способностей. М.: Питер, 2002. 434 с.
21. Корытова А. И., Корытова Г. С. Феномен литературно-художественного творчества в понимании представителей позитивного направления современной научной психологии // Психологическое пространство личности: материалы Всерос. научно-практ. конф. Томск: Томский гос. пед. ун-т, 2020. С. 75–82.
22. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. 378 с.
23. Рубинштейн С. Л. Общая психология. СПб.: Питер, 2022. 705 с.
24. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003. 377 с.
25. Ковалев А. Г. Психология литературного творчества. Л.: ЛГУ, 1960. 136 с.
26. Маранцман В. Г. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М.: Просвещение, 1977. 206 с.
Выпуск: 1, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 147 — 157
Скачиваний: 412