Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 26.05.2025
Главная Выпуски журнала 2023 Год Выпуск №1 Психологические индикаторы удовлетворенности студентов взаимодействием с кураторами нового типа – наставниками
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Психологические индикаторы удовлетворенности студентов взаимодействием с кураторами нового типа – наставниками

Пазухина Светлана Вячеславовна, Декина Елена Викторовна

DOI: 10.23951/2307-6127-2023-1-158-169

Информация об авторе:

Пазухина С. В., доктор психологических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (пр. Ленина, 125, Тула, Россия, 300026). E-mail: pazuhina@mail.ru Декина Е. В., кандидат психологических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (пр. Ленина, 125, Тула, Россия, 300026). E-mail: kmppedagogika@yandex.ru

Рассматривается новая роль вузовского преподавателя, начинающего выступать для студентов в качестве куратора-наставника. Анализируются его характеристики, которые становятся наиболее востребованными в настоящее время в связи с актуализацией проблем повышения активности и вовлеченности всех студентов в разные виды деятельности (научную, проектную и др.) и усилением внимания к индивидуальному сопровождению профессионального становления каждого обучающегося. Наставничество описывается как перспективная форма кураторства в вузе, позволяющая передавать знания, формировать необходимые навыки быстрее, чем традиционные способы взаимодействия. В отличие от обычного куратора деятельность наставника базируется на взаимодействии, позволяет студенту развивать свой субъектный потенциал. Цель статьи – определение психологических индикаторов удовлетворенности взаимодействием студентов с кураторами и их эмпирическое изучение на практике. Описаны материалы эмпирического исследования, полученные на выборке студентов (n = 300) на базе ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого». Методы исследования: теоретические, эмпирические (анкетирование, шкальные оценки, ранжирование), методы обработки данных. Выявлены оценочные суждения студентов, которые уже имели опыт взаимодействия с куратором-наставником, построен графический профиль по среднеарифметическим данным, касающимся их удовлетворенности разными функциями, выполняемыми традиционными кураторами и кураторами-наставниками, составлен рейтинг наиболее востребованных функций куратора-наставника. Результаты исследования могут быть использованы при развитии института кураторства в вузах с позиции разных ролей, выполняемых современными преподавателями, при проектировании деятельности кураторов со студентами.

Ключевые слова: профессиональные роли преподавателя вуза, куратор, наставничество, функции куратора, студенты вуза, взаимодействие, психологические индикаторы, удовлетворенность

Библиография:

1. Книга куратора студенческой группы / авт.-сост. З. Н. Калинина, С. В. Пазухина. Тула: Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 2018. 43 с.

2. Чижикова Е. С. Cовершенствование деятельности кураторов по формированию корпоративной культуры студенческого сообщества в вузе // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 12-1. С. 226–230.

3. Грибовский М. В. Профессура и студенчество в предреволюционном российском университете: грани взаимоотношений // Вестник Томского гос. ун-та. История. 2010. № 4 (12). С. 158–166.

4. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Л. Н. Нугуманова, Т. В. Яковенко. Казань: ИРО РТ, 2020. 51 с.

5. Никитина В. В., Куцая А. Ю., Салун С. Н. О проблеме кураторства в современном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28666 (дата обращения: 28.07.2021).

6. Белякова Е. Г., Захарова И. Г. Профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность студентов-педагогов в условиях индивидуализации образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 1. С. 84–113.

7. Тарасова Н. В., Пастухова И. П., Чигрина С. Г. Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. Рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций. М.: Перспектива, 2020. 108 с.

8. Одинокая М. А. Роль и функции современного преподавателя в обеспечении качества профессиональной подготовки выпускников вуза в условиях компетентностного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 215–219.

9. Исаев Е. И. Педагогическая психология. М.: Юрайт, 2012. 347 с.

10. Польникова Е. А. Наставничество как эффективный инструмент управления талантами // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 11 (53), ч. 5. С. 118–119.

11. Глазунова О. В. О различных подходах к практике наставничества и сопровождения проектных и исследовательских работ // Исследователь. 2020. № 1 (29). С. 104–134.

12. Кочемасова Л. А. Научное наставничество как историко-педагогический ресурс подготовки учителя будущего // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30886 (дата обращения: 30.04.2022).

13. Декина Е. В., Пазухина С. В. Наставник для трудного подростка: организация работы в паре и развитие личностного потенциала // Концепт. 2021. № 6 (июнь). С. 38–54.

14. Наставничество в системе образования России: практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. М.: Рыбаков Фонд, 2016. 153 с.

15. Акутина С. П., Калинина Т. В. Актуальные проблемы развития наставничества: опыт и тенденции нового времени // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 3-4 (106). С. 3–13.

16. Котов А. Е., Глух К. Ю., Прокубовская А. О. К вопросу об организационно-педагогических аспектах деятельности наставника академической группы вуза // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория, 2021. № 5 (8). С. 99–111.

pazukhina_s._v._158_169_1_47_2023.pdf ( 456.48 kB ) pazukhina_s._v._158_169_1_47_2023.zip ( 445.8 kB )

Выпуск: 1, 2023

Серия выпуска: Выпуск № 1

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 158 — 169

Скачиваний: 792

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ