Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 17.07.2025
Главная Выпуски журнала 2023 Год Выпуск №2 Влияние нравственных представлений старших дошкольников на межличностные отношения со сверстниками
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Влияние нравственных представлений старших дошкольников на межличностные отношения со сверстниками

Пронина Анжелика Николаевна, Фаустова Ирина Валерьевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2023-2-7-15

Информация об авторе:

Пронина А. Н., доктор педагогических наук, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина» (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). Фаустова И. В., кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина» (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770).

Представлена актуальная проблема исследования нравственных представлений старших дошкольников и их влияние на межличностные отношения со сверстниками. Рассмотрены теоретические аспекты понятий «нравственность», «нравственные представления», «межличностные отношения» с опорой на научные исследования по данной проблематике. Необходимость изучения влияния нравственных представлений старших дошкольников на межличностные отношения со сверстниками обусловлена проявлением неустойчивости, эмоциональности, динамичности, избирательности отношений, спецификой нравственного развития в старшем дошкольном возрасте. Эксперимент был направлен на установление взаимосвязей между уровнем сформированности нравственных представлений и межличностными отношениями в двух группах старших дошкольников. Основными диагностическими методами выступили беседа, метод проблемных ситуаций, а также метод математической статистики коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена. Установлен высокий уровень сформированности нравственных представлений у испытуемых дошкольников, низкий уровень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника и высокий уровень просоциальных действий в адрес сверстника. Выявлены следующие виды положительной корреляционной связи между: нравственными представлениями старших дошкольников и эмоциональной вовлеченностью как интересом и различными эмоциями по отношению к действиям сверстника; нравственными представлениями старших дошкольников и характером участия детей в действиях сверстника; нравственными представлениями старших дошкольников и просоциальными действиями ребенка по отношению к сверстнику-партнеру; нравственными представлениями старших дошкольников и эмоциональными состояниями детей по отношению друг к другу в совместной игровой деятельности. Сделан вывод о том, что наличие влияния нравственных представлений старших дошкольников на межличностные отношения со сверстниками может иметь практическую значимость при разработке программ нравственного и социального развития детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: нравственность, нравственные представления, межличностные отношения, старшие дошкольники

Библиография:

1. Динейкина Е. В. Духовно-нравственное становление личности в условиях трансформации современного российского общества: дис. … канд. филос. наук. Пятигорск, 2020. 171 с.

2. Дробницкий О. Г. Структура морального сознания: хрестоматия по педагогической аксиологии / сост. В. А. Сластёнин, Г. И. Чижакова. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. С. 17–36.

3. Ломоносова Н. В. Формирование у старших дошкольников нравственных представлений о мире средствами базовых национальных ценностей: автореф. дис. … канд. пед. наук. Майкоп, 2021. 28 с.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05. 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_195441/ (дата обращения: 5.04.2022).

5. Ежкова Н. С., Вихарева К. А. Развитие нравственных представлений у старших дошкольников: теоретико-методический аспект // News of Science and Education. 2019. Т. 2, № 2. С. 51–54

6. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2005. 158 с.

7. Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 5–14.

8. Смирнова Е. О., Бутенко В. Н. Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников // Вопросы психологии. 2007. № 1. С. 27–37.

9. Тхазеплова Д. Ф., Ногерова М. Т. Особенности проявлений межличностных отношений старших дошкольников // Вопросы науки и образования. 2019. № 9 (55). С. 51–56.

10. Ильин В. А., Хрисанова Е. В. К вопросу о методическом обеспечении исследований отношений межличностной значимости в воспитательных группах дошкольных образовательных учреждений // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7 № 1. С. 140–147.

11. Рубинчик Ю. С. О Методы и средства, направленные на формирование нравственных представлений у старших дошкольников во взаимоотношениях со сверстниками // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2017. Т. 1. № 3. № 2. С. 33–36.

12. Якобсон С. Г., Щур В. Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М.: Педагогика, 1977. 216 с.

13. Ерофеева Т. И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1986. 16 с.

pronina_anzhelika_nikolaevna_7_15_2_48_2023.pdf ( 870.72 kB ) pronina_anzhelika_nikolaevna_7_15_2_48_2023.zip ( 813.73 kB )

Выпуск: 2, 2023

Серия выпуска: Выпуск № 2

Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 7 — 15

Скачиваний: 792

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ