Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 13.07.2025
Главная Выпуски журнала 2023 Год Выпуск №2 Формирование профессиональной идентичности в образовательном пространстве вуза
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Формирование профессиональной идентичности в образовательном пространстве вуза

Ловков Сергей Григорьевич

DOI: 10.23951/2307-6127-2023-2-130-137

Информация об авторе:

Ловков С. Г., преподаватель, Нижегородский государственный университет имени Козьмы Минина (ул. Ульянова, 1, Нижний Новгород, Россия, 603005).

Овладение профессией является важнейшей задачей обучения в вузе. Оно складывается как из приобретения профессиональных знаний, умений и навыков, так и из формирования особого отношения к профессиональной деятельности и ее атрибутам. Такое отношение, именуемое профессиональной идентичностью, позволяет успешно интегрировать профессиональную деятельность в жизнь человека. В результате анализа современных исследований, посвященных профессиональной идентичности, можно выделить два основных подхода к ее рассмотрению. Первый – личностный – определяет отношения к элементам профессиональной деятельности. Внутри этого подхода идентичность интерпретируется как совокупность когнитивного, аффективного и мотивационного компонентов. Вместе с тем наиболее распространенная модель развития профессиональной идентичности, разработанная в этом подходе, оценивает общее развитие всех трех компонентов. Другой подход – социальный – основан на степени совпадения личностных ценностей и мотивов человека с ценностями и мотивами профессионального сообщества. Этот подход редко используется в эмпирических исследованиях профессиональной идентичности. Исследования на студенческой выборке практически отсутствуют. Анализ современных эмпирических исследований показал, что уровень профессиональной идентичности студентов старших курсов значительно отстает от уровня профессионалов даже с небольшим стажем работы. Полученные данные показывают, что связь между уровнями развития идентичности в личностном и социальном подходах действительно есть. Характер связи позволяет предположить, что одним из факторов, замедляющих развитие профессиональной идентичности в вузе, является отсутствие достаточного опыта профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, студенты, овладение профессией, высшая школа, профессиональное сообщество

Библиография:

1. Дружилов С. А. Индивидуальные ресурсы профессионального развития человека // Человек и образование. 2006. № 6. С. 56–59.

2. Исаева Д. А. Особенности становления личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб. 2013. 26 с.

3. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теории и методы диагностики. М.: Изд-во Московского психол.-соц. ин-та, 2007. 128 с.

4. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Московского психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. 752 с.

5. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М.: Изд-во Московского психол.-соц. ин-та, 2004. 600 с.

6. Донцов А. И. Психологическое единство коллектива. М.: Знание, 1982. 64 с.

7. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Изд-во полит. лит., 1982. 256 с.

8. Папкин А. И. Психология организационных отношений: методология, теория, практика. М.: Академия МВД СССР, 1990. 158 с.

9. Краснорядцева О. М., Трифонова Ю. А. Психологообразовательное сопровождение процесса становления профессиональной идентичности студентов педагогического колледжа // Психология обучения. 2011. № 11. С. 74–84.

10. Гиниятова З. М., Муфтахова Ф. С. Исследование профессиональной идентичности у будущих психологов // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 8. С. 43–46.

11. Кожевникова О. В., Шрейбер Т. В. Несформированная профессиональная идентичность абитуриента как предиктор «Кризиса второкурсника» // Вестник Пермского ун-та. Серия: Философия. Психология. Социология. 2017. № 3. С. 381–395.

12. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Ю. М. Забродина и В. И. Похилько. М.: Прогресс, 1987. 236 с.

13. Кроник А. А., Ахмеров Р. А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. 2-е изд. М.: Смысл, 2008. 294 с.

14. Озерина А. А. Разработка опросника диагностики профессиональной идентичности студентов // Известия ДГПУ. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011. № 2. С. 15–22.

lovkov_sergey_grigoryevich_130_137_2_48_2023.pdf ( 698.1 kB ) lovkov_sergey_grigoryevich_130_137_2_48_2023.zip ( 684.83 kB )

Выпуск: 2, 2023

Серия выпуска: Выпуск № 2

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 130 — 137

Скачиваний: 858

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ