Памяти педагога-ученого. К 100-летию со дня рождения А. П. Романова
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-2-164-172
Дано представление о людях и социально-политических событиях в нашей стране начала 1950-х годов на примере жизни Алексея Петровича Романова, выпускника Томского государственного педагогического института, ученика и соратника Ф. Ф. Шамахова. А. П. Романов известен как публицист научно-педагогической тематики, автор содержательно глубоких педагогических статей и научных исследований, в том числе кандидатской диссертации «Детские клубы как основа воспитательной работы школьников». Докторская диссертация А. П. Романова «Детские и подростковые клубы в системе общественного воспитания в СССР (историко-педагогический аспект)» значительно расширила актуальную клубную тематику в масштабе всей страны. Уже в годы студенческой учебы А. П. Романова известный томский ученый в области истории педагогики Ф. Ф. Шамахов отмечал высокий научно-исследовательский потенциал своего ученика, прогнозировал дальнейший успешный научный рост перспективного молодого человека. На протяжении всей жизни мудрый учитель Феодосий Феодосьевич Шамахов оказывал ему моральную, отечески заботливую и дружескую человеческую поддержку, стимулировал научную уверенность в творческих поисках. Использован и сохранен в данной работе в оригинале ныне полузабытый эпистолярный жанр в авторской редакции академиков Российской академии образования В. И. Журавлёва, М. Н. Скаткина и сибирского историка педагогики Ф. Ф. Шамахова как свидетельство высокой культуры письменной коммуникации научной интеллигенции ХХ в.
Ключевые слова: научная школа Ф. Ф. Шамахова, история педагогики, научно-исследовательская работа, творческие поиски, школьные детские клубы, переписка известных ученых
Библиография:
1. Ефанов Л. П. Из истории института // Советский учитель. № 1 (1018). 8 января 1990 г. С. 2–3.
2. Романов А. А. Историк школы и образования Сибири Ф. Ф. Шамахов // Педагогические подвижники в переломные эпохи ХХ века: Избранные научные статьи и очерки. Рязань: Концепция, 2017. 528 с.
3. Скаткин М. Н. Книга о детских клубах // Советская педагогика. 1984. № 6. С. 128–129.
4. Романов А. П. Детские и подростковые клубы в системе общественного воспитания в СССР (историко-педагогический аспект): автореф. дис. … д-ра пед. наук в форме научного доклада. М.: МГПИ имени В. И. Ленина, 1990. 58 с.
5. Романов А. П. Детские клубы – центры внешкольной и внеклассной воспитательной работы. Киев: Рад. школа, 1982. 172 с.
6. Романов A. A. Памяти Эдуарда Дмитриевича Днепрова // Психолого-педагогический поиск. 2015. № 1 (33). С. 204–212.
7. Романов, А. А. История учит. Учимся ли мы у нее? // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 4(44). С. 5–12.
8. Романов А. А. Реформаторы российского образования конца ХХ века (Э. Д. Днепров и Б. М. Бим-Бад) // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 4 (40). С. 65–72.
9. Богуславский М. В., Осмоловская И. М., Романов А. А. М. Н. Скаткин – выдающийся отечественный педагог и деятель образования // Психолого-педагогический поиск. 2015. № 4(36). С. 81–101.
10. Баранникова Н. Б., Полякова М. А., Пичугина В. К. и др. Педагогика и образование в зеркале исторической рефлексии // Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. М.: Академия социального управления, 2015. 384 с. (Историко-педагогическое знание).
11. Ревякина В. И. Научные школы университетов как диалог между прошлым и будущим образования // Пространство и время в диалоге педагогических культур: интерсубъективность историко-педагогического понимания: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. – ХХХIV сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теории педагогики РАО. Волгоград, 2021. С.168–170.
Выпуск: 2, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЗОРЫ
Страницы: 164 — 172
Скачиваний: 364