Использование интерактивных онлайн-сервисов в иноязычной профессиональной подготовке студентов
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-3-42-50
Цифровая трансформация общества оказывает значительное влияние на высшее образование, которое также переходит в цифровой формат. Использование цифровых инструментов и онлайн-ресурсов становится неотъемлемой частью внеаудиторной и аудиторной работы со студентами, однако преподаватели часто сталкиваются с трудностями при выборе наиболее эффективных форматов использования данных ресурсов в связи с недостаточной осведомленностью обо всех новых возможностях или недостаточным владением английским языком. Цель данной статьи – провести анализ использования интерактивных обучающих онлайн-сервисов в иноязычной профессиональной подготовке студентов на примере опыта Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ). Достижение данной цели возможно через решение следующих задач: 1) изучить и классифицировать доступные для российских вузов обучающие онлайн-ресурсы; 2) выявить форматы наиболее эффективного применения интерактивных онлайн-сервисов для интенсификации иноязычной профессиональной подготовки студентов. Для решения поставленных задач использовались методы анализа онлайн-ресурсов и описывающих их литературных источников, а также личные беседы с преподавателями иностранного языка, использующими данные ресурсы на занятиях. Полученные результаты позволили дать следующую классификацию обучающих онлайн-ресурсов: массовые открытые онлайн-курсы; образовательные LMS-платформы; платформы для онлайн-конференций; интерактивные доски; интерактивные онлайн-сервисы. Наиболее эффективными форматами использования интерактивных онлайн-сервисов при иноязычной профессиональной подготовке студентов их использования являются: использование двусторонних двуязычных интерактивных карточек для изучения и отработки новой лексики, открытых тестовых вопросов для проверки усвоения лексики, а также других тестовых вопросов для проверки понимания текстовых материалов. Опыт использования данных форматов в КНИТУ может быть заимствован и использован в других университетах, а дальнейшие исследования могут быть направлены на выявление факторов и барьеров использования интерактивных обучающих онлайн-ресурсов для иноязычной подготовки студентов.
Ключевые слова: цифровизация, онлайн-ресурсы, интерактивные онлайн-сервисы, иноязычная подготовка студентов, международное партнерство
Библиография:
1. Ziyatdinova J. N., Bezrukov A. N., Sukhristina A. S., Sanger P. A. Development of a Networking Model for Internationalization of Engineering Universities and its Implementation for the Russia-Vietnam Partnership // Proceedings of 2016 ASEE Annual Conference & Exposition. 2016. P. 15152.
2. Зиятдинова Ю. Н., Безруков А. Н. Интернационализация инженерного образования // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 5. С. 21–23.
3. Горылев А. И., Кузнецова С. Н. Совместные образовательные программы как инструмент интернационализации (на примере юридического факультета Университета Лобачевского) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 1 (45). С. 150–155.
4. Безруков А. Н., Буй Д. Н. Анализ механизмов развития сетевого партнерства России и Вьетнама в контексте подготовки инженерных специалистов // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4-2 (111). С. 253–256.
5. Valeeva R., Ziyatdinova J., Osipov P., Oleynikova O., Kamynina N. Assessing intercultural competence of engineering students and scholars for promoting academic mobility // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. Т. 917. С. 815–825.
6. Валеева Р. С. Академическая мобильность как основной фактор развития межкультурной коммуникативной компетенции студентов и преподавателей в Китае и России // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16, № 16. С. 78–81.
7. Барабанова С. В., Зиятдинова Ю. Н. Проблемы и перспективы развития законодательства об образовании в условиях международной интеграции и глобализации // Право и образование. 2012. № 1. С. 4–19.
8. Иванов В. Г., Зиятдинова Ю. Н., Сангер Ф. А. Современное инженерное образование: единство в многообразии // Высшее образование в России. 2015. № 8–9. С. 54–60.
9. Sultanova D., Maliashova A., Bezrukov A. Consistent development of the training program “Innovation Management” // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Т. 1135 AISC. P. 234–243.
10. Bezrukov A., Sultanova D. Development of a “Smart Materials” Master’s degree module for chemical engineering students // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Т. 1135 AISC. P. 169–180.
11. Перчаткина В. Г. Современные информационные технологии при обучении студентов иностранному языку в техническом вузе // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16, № 16. С. 210–213.
12. Осипов П. Н. Социальная ответственность, дисциплина и самодисциплина как средства формирования конкурентоспособных специалистов // Образование и саморазвитие. 2010. № 5 (21). С. 10–17.
13. Осипов П. Н. Интенсификация высшего образования как средство его модернизации // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 1 (13). С. 38–41.
14. Bezrukov A., Sultanova D. Application of microfluidic tools for training chemical engineers // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Т. 1135. P. 496–504.
15. Осипов П. Н. Инженер как педагог, воспитатель // Высшее образование в России. 2008. № 6. С. 43–45.
16. Перчаткина В. Г. Особенности преподавания иностранных языков в техническом вузе // Глобальный научный потенциал. 2021. Т. 4 (121). С. 180–183.
17. Panteleeva M., Bezrukov A., Sanger P. A. International approaches to the development of cross-cultural education at high school // ASEE Annual Conference & Exposition: 123, New Orleans, LA, 26–29 июня 2016 года. New Orleans, LA, 2016. EDN FQYYVZ. URL: https://peer.asee.org/international-approaches-to-the-development-ofcross-cultural-education-at-high-school.pdf (дата обращения: 04.04.2023).
18. Bezrukov A., Ziyatdinova J. Internationalizing Engineering Education: A Language Learning Approach // Proceedings of 2014 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2014 (Dubai, 3–6 December 2014). Dubai: Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., 2015. P. 299–302.
19. Валеева Э. Э. Структура и содержание дисциплин по иностранным языкам в рамках компетентностного подхода // Казанский педагогический журнал. 2016. № 6 (119). С. 129–132.
20. Valeeva E. E. English for Special and Academic Purposes for Graduate Students at Technological University // International Conference on Interactive Collaborative Learning, 2013. P. 356–357.
21. Безруков А. Н. Computer-aided technical translation as a tool to bridge communication gap // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16, № 16. С. 32–34.
Выпуск: 3, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 42 — 50
Скачиваний: 297