Гуманитарно-антропологический подход как основа организации профессионального воспитания представителей профессий служения
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-3-86-93
Проведено обоснование актуальности антропологического подхода при исследовании проблем профессионального образования. Материалом послужили результаты теоретических исследований специалистов этнографии профессий, культурной антропологии, теории воспитания. Их анализ послужил основанием выдвижения гуманитарно-антропологического подхода в качестве методологии, сообразной предмету изучения профессионального воспитания – профессиональной культуры, способов и форм ее развития. В отечественной культурно-исторической традиции профессии врача, учителя, воина, полицейского, спасателя относятся к профессиям служения. Это значит, что для полноценной самореализации в них человеку необходимо преодолевать эгоизм и потребительство, осваивать ценности самопожертвования и сострадания. Трансформация ценностных основ общественной жизни, отказ от приоритета воспитания в процессе образования в постперестроечной России обусловили неоднозначное принятие молодыми гражданами современной стратегии государства, нацеленной на духовно-нравственное развитие подрастающего поколения. Представление о неоднократной смене профессии привело к утрате высокого значения профессионализма. Антропологический поворот в профессиональном образовании обращает внимание на предмет профессионального воспитания – освоение профессиональной культуры. В связи с этим автор предлагает в качестве методологии ее исследования гуманитарно-антропологический подход. На его основании уточняется данное понятие как «культура профессионального сообщества», способом профессионального воспитания определены антропопрактики. В рефлексивной среде событийного сообщества происходит осмысление текстов культуры, описывающих жизнестроение деятелей, ориентированных ее ценностями, что способствует формированию позиции профессионала. Выявлены риски использования данного подхода, состоящие в неумении современных молодых осуществлять текстовую работу, потере мотивации, отказе от понимания профессии как способа самореализации на всю жизнь. Высшее образование является составной частью образования взрослых, теоретиками которого обоснована необходимость педагогической поддержки поисков смысла жизни, который в отечественной культурно-исторической традиции неразрывно связан с выбранной профессией. Гуманитарно-антропологический подход определен как методология, позволяющая организовывать условия для развития ценностно-смысловой сферы будущих представителей профессий служения.
Ключевые слова: гуманитарно-антропологический подход, профессиональное воспитание, профессиональная культура, профессии служения, антропология профессии
Библиография:
1. Московчук Л. С., Пафомова Л. А. Профессия как предмет философского анализа // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11-2. С. 112–120.
2. Зобнина Г. А. Проектирование и реализация профессионального воспитания специалистов экономического профиля в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тольятти, 2002. 22 с.
3. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Мир профессий: пересмотр аналитических перспектив // Социологические исследования. 2009. № 8. C. 25–35.
4. Щепанская Т. Б. Сравнительная этнография профессий: повседневные практики и культурные коды. Россия, конец XX – начало XXI в. СПб.: Наука, 2010. 338 с.
5. Профессии.doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри / под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2007. 408 с.
6. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах. М.: ПСТГУ, 2013. 432 с.
7. Флиер А. Я. Культура как «фабрика» по производству смыслов: историческая динамика // Культура культуры. 2014. № 3 (3). С. 45–52.
8. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная культура как комплексное понятие. Профессиональная культура: опыт социологической рефлексии. М.: Вариант, 2014. 148 с.
9. Захарченко М. В. Традиция в истории: опыт типологической интерпретации. СПб.: СПбГУПМ, 2002. 192 с.
10. Зеер Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург: УГПУ, 1998. 125 с.
11. Singh М. The professional education of youth workers: A role for teacher education? // Australian Journal of Teacher Education. May 1998. Р. 181–189.
12. Илакавичус М. Р. Антропопрактики в образовательном процессе организаций высшего образования системы МВД России // Преподаватель ХХI век. 2021. № 4-1. С. 24–30.
13. Гейжан Н. Ф. Психологические проблемы учебно-воспитательной работы в учреждениях начального профессионального образования: учебное пособие. СПб., 1995. 41 с.
14. Радаев В. В. Кризис в современном преподавании: что именно пошло не так? // Социологические исследования. 2022. № 6. С. 114–124.
15. Конец привычного мира. Путеводитель журнала «Нож» по новой этике, новым отношениям и новой справедливости. М.: Альпина нон-фикшн. 2021. 130 c.
Выпуск: 3, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 86 — 93
Скачиваний: 318