Возможности использования психолого-педагогических условий консолидации школьного коллектива в процессе подготовки будущих лидеров Национальной технологической инициативы
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-3-130-139
Необходимость подготовки будущих лидеров Национальной технологической инициативы (НТИ) требует выявления психолого-педагогических условий создания команд на базе школьного коллектива. Дается определение понятия «будущий лидер НТИ», включающее в себя дифференциацию по уровням основных образовательных программ. Проведен анализ существующих у общеобразовательных организаций методик преодоления низких образовательных результатов и выявлены управленческие решения, позволяющие консолидировать коллектив. К основным управленческим решениям относят обеспечение системы действий, определяющих и конкретизирующих образовательные цели, развитие мотивации педагогических кадров на улучшение образовательных результатов; организацию взаимодействия «наставник – молодой педагог»; организацию педагогической (методической, психолого-педагогической) взаимопомощи в педагогическом коллективе; обеспечение взаимодействия педагогических кадров (как индивидуального, так и коллективного) с администрацией школы для решения производственных и личных вопросов; контроль взаимосвязи динамики образовательных результатов, которые достигают учащиеся, и вознаграждения педагогических кадров школы; организацию условий для профилактики и реабилитации профессиональных заболеваний педагогов, в том числе и их профессионального выгорания; повышение значимости результатов работы общественных объединений в социальной и профессиональной поддержке. К психолого-педагогическим условиям, позволяющим преодолевать низкие образовательные результаты, относятся развитие ценностно-ориентационного единства, коллективистического самоопределения личности и действенной групповой эмоциональной идентификации. Предполагается дальнейшая работа по формированию благоприятного социально-психологического климата на базе школьных коллективов. Данная работа должна быть комплексной, целенаправленной, включать скоординированные действия всех участников образовательных отношений. Работа по созданию благоприятного психологического климата в коллективе может проходить в виде индивидуального консультирования, психологических тренингов.
Ключевые слова: Национальная технологическая инициатива, будущие лидеры, школьный коллектив, низкие образовательные результаты, управленческие решения
Библиография:
1. Сайт агентства стратегических инициатив. URL: https://asi.ru (дата обращения: 11.11.2022).
2. Мирошниченко А. А., Мерзлякова Д. Р. Национальная технологическая инициатива: о рисках качества образования // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29, вып. 3. С. 336–344.
3. Андриенко Е. В. Социальная психология: учеб. пособие. М.: Академия, 2011. 264 с.
4. Бойко В. В. Социально-психологический климат коллектива и личность: учебник. М.: Мысль, 2010. 207 с.
5. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы: учеб. пособие. М.: Изд-во Московского университета, 2010. 240 с.
6. Кричевский Р. Л. Социальная психология малой группы: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2011. 318 с.
7. Никандров В. В. Методологические основы психологии: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2014. 235 с.
8. Резник А. Я. Социальная психология: учебник. СПб.: Невское время, 2015. 314 с.
9. Шляйхер А. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? М.: Национальное образование, 2018. 336 с.
10. Изучаем риски снижения образовательных результатов учащихся: учебно-методическое пособие для руководителей общеобразовательных организаций. Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2021. 128 с.
11. Мюллер Д. Тирания показателей: как одержимость цифрами угрожает образованию, здравоохранению, бизнесу и власти: пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2019. 266 с.
12. Методика оказания адресной помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/500/Metodica_500.pdf (дата обращения: 16.12.2022).
13. Мирошниченко А. А., Чиговская-Назарова Я. А., Хлобыстова И. Ю., Куртеева О. В. Взаимосвязь приоритетов управленческих решений руководства общеобразовательных школ и динамики изменений образовательных результатов // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 686–707.
14. Российская школа: начало XXI века / С. Г. Косарецкий, К. А. Баранников, А. А. Беликов и др.; под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 432 с.
15. Radd Sh. I., Generett G. G., Gooden M. A., Theoharis G. Five Practices for Equity-Focused School Leadership ASCD. 2021. 246 p.
16. UNESCO «Futures of Education». URL: https://en.unesco.org/futuresofeducation/ (дата обращения: 16.12.2022).
17. Азгальдов Г. Г., Костин А. В., Садовов В. В. Квалиметрия для всех: учеб. пособие. М.: ИнформЗнание, 2012. 165 с.
18. Козлов В. В., Фетискин Н. П., Мануйлов Г. М. Психология управления: учеб. пособие. М.: Академия, 2011. 224 с.
19. Козлов В. В., Новиков В. В. Проблема коллектива в современной социальной психологии // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 2 (20). С. 148–150.
20. Новиков В. В., Козлов В. В. Проблема коллектива – новый взгляд на старую проблему // Седьмая волна психологии. Вып. 2. Ярославль; Минск, 2007. С. 55–63.
Выпуск: 3, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 130 — 139
Скачиваний: 313