Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями: к постановке проблемы
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-3-7-16
В статье описана специфика педагогического сопровождения детей дошкольного возраста. Представлены теоретическое обоснование и методологические подходы педагогического сопровождения, его практическая значимость. Выделены сущностные характеристики, обозначены смыслы и значение педагогического сопровождения в дошкольном образовании. Выдвинут принцип диверсификации педагогического сопровождения и показана его взаимообусловленность с вариативностью образования в дошкольных организациях. Классифицированы основные процессы взаимодействия педагога и ребенка и отмечена динамика изменений в системе сопровождения дошкольников в связи с появлением в массовых образовательных учреждениях детей с особенностями в развитии. Дано расширенное понимание термина «дети с особыми образовательными потребностями» с позиции поддержки многообразия детства. Представлена классификация категорий детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в российских дошкольных организациях. Определены необходимые условия и перспективы развития педагогического сопровождения дошкольников с особыми образовательными потребностями в рамках вариативного социокультурного образовательного пространства.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, дети с особыми образовательными потребностями, диверсификация, вариативное развитие личности
Библиография:
1. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 1. C. 136–145.
2. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учеб. пособие. М.: Генезис, 2005. 319 с.
3. Сивашинская Е. Ф. Педагогические условия дважды исключительных детей // Наука – образованию, производству, экономике: материалы ХХI (68) региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов, Витебск, 11–12 февраля 2016 г.: в 2 т. Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2016. Т. 2. С. 243–244.
4. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. 240 с.
5. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев; СПб.: Вирт; Дорваль, 1993. 96 с.
6. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
7. Чистякова С. Н. Формы и методы практико-ориентированной педагогической поддержки социально-профессиональной адаптации молодежи в условиях рынка труда: кн. для учителя и профконсультанта. Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 2001. 239 с.
8. Казакова Е. П., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха: школа на пороге нового века. СПб.: Петербург – XXI век, совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997. 160 с.
9. Лапина Н. А. Сущность педагогического сопровождения образования детей с особыми образовательными потребностями // Человеческий капитал. 2019. № 7 (127). С. 99–105.
10. Крылова Н. Б., Александрова Е. А. Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2001. 448 с.
11. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. В. А. Сластенина. 11-е изд., стер. М.: Академия, 2012. 608 с.
12. Котькова Г. Е. Теория и технология педагогического сопровождения личностного развития школьника в социокультурном пространстве села: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тула, 2011. 48 с.
13. Мангер Т. Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тамбов, 2008. 24 с. URL: http://mybiblioteka.su/tom2/3-176273.html (дата обращения: 07.10.2022).
14. Лыкова И. А. Многообразие детства в эпоху стандартов: миф и реальность // Детский сад: теория и практика: науч.-метод. журн. 2016. № 4. С. 6–23.
15. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. 104 с.
16. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка: собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. С. 196–218.
17. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
Выпуск: 3, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБЩЕЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 7 — 16
Скачиваний: 393